Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
Неприкосновенный и переходный муниципалитет

Правительство Москвы сохранит полномочия и бюджет органов самоуправления новых территорий, но только на переходный период

«Газета.Ru»
На следующей неделе Мосгордума рассмотрит законопроект, гарантирующий субъектам Подмосковья, которые войдут в состав столицы, временную неприкосновенность местного самоуправления. Цель закона – на время успокоить подмосковные элиты, потом полномочия муниципалитетов будут урезаны, предполагают эксперты.

Правительство Москвы в рекордные сроки, всего за десять дней, подготовило проект закона «Об особенностях организации местного самоуправления в муниципальных образованиях, включенных в состав внутригородской территории города Москвы в результате изменения границ города Москвы, и дополнительных гарантиях населению, проживающему на территории указанных муниципальных образований» (текст проекта есть в распоряжении редакции «Газеты.Ru»). Мосгордума уже на следующей неделе рассмотрит его в профильной комиссии и на внеочередном заседании, для чего депутатам даже придется на несколько дней вернуться из отпуска. Необходимость унификации возникла после того, как главы Москвы Сергей Собянин и Московской области Борис Громов заявили о достижении договоренности по расширению территории Москвы за счет земель Подмосковья, расположенных между Киевским и Варшавским шоссе до их пересечения с Большим кольцом московской железной дороги.

Гарантии временной неприкосновенности

В законе перечислены гарантии органам местного самоуправления тех субъектов Подмосковья, которые планируется в ближайшее время включить в состав Москвы в связи с расширением границ города. Гарантии касаются только «переходного периода», который авторы проекта предлагают установить на срок не менее трех, но не более пяти лет. После этого полномочия муниципалитетов бывшего Подмосковья могут быть вновь пересмотрены.

Согласно тексту законопроекта,

присоединенные муниципальные образования на время переходного периода сохраняют названия, структуру, полномочия и бюджет, имеющиеся у них к моменту вхождения в состав Москвы.

Органы местного самоуправления также сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который были выбраны, перезаключать контракты не придется.

Особо оговаривается, что московская мэрия может утверждать для отдельных муниципалитетов дополнительные программы развития и субсидии и сохранить особенности местного самоуправления в тех муниципальных образованиях, где это обусловлено особым территориальным статусом или географическими особенностями (имеются в виду закрытые военные города).

Кроме того, мэрия Москвы успокаивает дачников: размер арендной платы за землю для садоводческих и дачных объединений после присоединения территории к Москве останется таким же, как был, до окончания переходного периода.

Довыборов в Мосгордуму не будет

В версии законопроекта, находящейся в распоряжении редакции, ничего не сказано о представительстве новых муниципальных округов в заксобрании субъекта федерации.

Эксперты «Газеты.Ru» говорят о коллизии: после перехода от Московской области к Москве отдельные территории утрачивают представительство в Мособлдуме, а представительства в Мосгордуме при этом не приобретают.

Член Центризбиркома Елена Дубровина сказала «Газете.Ru», что коллизии не случится, так как процесс расширения границ не будет краткосрочным — вполне вероятно, он продлится как раз до новых выборов в Мосгордуму, намеченных на 2013 год. Вопрос представительства в заксобрании субъекта федерации, скорее всего, будет урегулирован в отдельных соглашениях, говорит Дубровина. Возможно, новые территории будут временно прикреплены к какому-либо избирательному округу на «старой» территории Москвы. Технически это не нарушит баланса численности избирателей по округам: в новых городских округах проживает всего около 250 тысяч человек — это половина от численности избирательного округа в Москве.

Председатель партии «Яблоко» Сергей Митрохин считает такое предложение ущемлением прав граждан: в случае расширения границ и изменения численности избирателей, по мнению политика, логично было бы объявить перевыборы в Мосгордуму. «Само мероприятие по расширению границ дурное, — говорит Митрохин. — Конечно, будет масса коллизий и глупостей, а решать все будут топорно».

Решения по правилам представительства новых территорий в заксобрании Москвы пока не принято, сказал «Газете.Ru» председатель Мосгордумы, единоросс Владимир Платонов, но время на выработку решения еще есть. «Изменений территории пока нет, будут изменения. Будут проблемы – решим», — обещал Платонов.

Политическая игра с новой территорией

Мосгордуме предстоит рассмотреть законопроект на заседании комитетов по законодательству и по местному самоуправлению уже в ближайший вторник, хотя он еще даже не внесен официально в Мосгордуму: правительство Москвы все еще работает над текстом. Пока документ получили только несколько депутатов. Это не помешает столичным парламентариям не только оперативно рассмотреть его на комитете, но и через день после комитета собраться на внеочередное заседание.

Руководитель департамента региональных исследований Центра политических технологий Ростислав Туровский назвал законопроект правительства Собянина «политической игрой с новой территорией». Муниципальные органы в тех субъектах, которые планируется присоединить к Москве, уже избраны, а закон обратной силы не имеет, напоминает Туровский. Резкое урезание полномочий муниципалитетов до уровня московских (система местного самоуправления в Москве и Санкт-Петербурге, как городах федерального значения, отличается от СМСУ всех остальных регионов страны) вызвало бы сильное недовольство населения, предполагает эксперт. Гарантии московского правительства временны, считает эксперт: по окончании процедуры слияния и переходного периода полномочия муниципалитетов новых территорий будут урезаны и приведены к существующему в Москве формату.

Обратный вариант — предоставление со временем московским муниципалитетам таких же полномочий, как и остальным органам МСУ, маловероятна, считает Туровский: она соответствует обещаниям Собянина укрепить в Москве местное самоуправление, но идет вразрез с традицией построения жесткой властной вертикали.

Экс-депутат Мосгордумы, главный редактор информагентства «Моссовет» Юрий Загребной в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru» назвал законопроект недоработанным и требующим изменений в федеральное законодательство о местном самоуправлении, о чем накануне говорил губернатор Мособласти Борис Громов.

Фактически во время переходного периода, который не оговорен в законодательстве, на территории новой Большой Москвы будут сосуществовать муниципалитеты двух типов, причем муниципалитеты бывшего Подмосковья будут пользоваться правами, которые не предусмотрены уставом Москвы в части местного самоуправления, отмечает Загребной.

Еще один вопрос, не отрегулированный данным законом, – действие на присоединяемых территориях генплана застройки Москвы или Подмосковья, говорит эксперт.

По мнению председателя комитета Госдумы, единоросса Вячеслава Тимченко, наличие на территории одного региона муниципальных образований двух типов не будет противоречить федеральному законодательству.

Что касается прав муниципальных органов власти Москвы в постпереходный период, то, по мнению Тимченко, вполне возможно, что полномочия муниципалитетов Москвы будут увеличены в рамках объявленного президентом Медведевым курса на децентрализацию власти.

В ближайшие несколько лет возможно создание единой системы органов местного самоуправления, изменение действующих полномочий муниципальных органов власти Москвы и Санкт-Петербурга в сторону их расширения и перераспределения функций между местной и региональной властью, говорит Тимченко. Рабочие группы во главе с вице-премьерами Дмитрием Козаком и Александром Хлопониным уже начали соответствующую работу.