Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
Олимпиада — дело каждого

Рядовые сотрудники «Олимпстроя» имели право распоряжаться имуществом всей корпорации

ИТАР-ТАСС
Госкорпорации «Олимпстрой» предоставлен «неправомерно большой объем» полномочий по распоряжению переданным ему имуществом, а приобретение оборудования для охраны олимпийских объектов «не является прозрачным». Такие выводы содержатся в отчете о ревизии, проведенной по поручению «олимпийского» вице-премьера Дмитрия Козака.

Проверка госкорпорации «Олимпстрой» проводилась рабочей группой с участием представителей Минрегиона, МВД, ФСБ и ревизионной комиссии самого «Олимпстроя». Итоговое письмо с обобщением всех выводов рабочей группы (есть в распоряжении «Газеты.Ru») написал и отправил в правительство аудитор Счетной палаты Михаил Бесхмельницын.

Как следует из документа, в ходе мероприятия рабочая группа провела мониторинг «законности и эффективности» расходования средств на организацию охраны олимпийских объектов в Имеретинской низменности и проанализировала возможность наличия «избыточных и (или) дублирующих функций» структурных подразделений и отдельных должностных лиц госкорпорации.

По итогам анализа внутренних документов «Олимпстроя» рабочая группа заключила, что существующая система ответственности, выстроенная в госкорпорации, «требует дополнительной консолидации ответственности на более высоком иерархическом уровне». В госкорпорации должна быть введена «персонифицированная ответственность за создание и эксплуатацию олимпийских объектов», требует письмо.

В частности, контролеры обнаружили, что сотрудникам госкорпорации предоставлено слишком много полномочий в сфере распоряжения имуществом. Так, в разделе «Права» должностных инструкций «Олимпстроя» сказано, что сотрудник госкорпорации может распоряжаться ее имуществом в пределах, оговоренных федеральным законодательством. При этом уточнение о том, что сотрудники могут распоряжаться имуществом госкорпорации, выделенном их отделу или департаменту и для осуществления своей деятельности, в некоторых документах отсутствует.

Получилось, что директор департамента экономики вправе распоряжаться имуществом и средствами своего департамента, а ведущий специалист отдела транспортного планирования московского филиала корпорации всем «имуществом и средствами ГК «Олимпстрой», обращает внимание комиссия. При этом контролеры замечают, что в соответствии с Гражданским кодексом под распоряжением имуществом понимается «возможность совершать в отношении имущества любые действия» — сдавать в аренду, передавать в залог, отчуждать и т. д.

«Мы посчитали, что такие вопросы должны решаться на уровне наблюдательного совета», — пояснил «Газете.Ru» позицию рабочей группы Бесхмельницын. По его словам, вынесенные по итогам проверки предложения были реализованы «Олимпстроем» в полном объеме. В частности, наблюдательный совет теперь принимает решение по размещению временно свободных денежных средств. Ранее это решение принимало правление, уточнил Бесхмельницын. Наблюдательный же совет управлял имуществом, стоимость которого превышала 10% стоимости уставного капитала корпорации.

Установить, насколько эффективно госкорпорация тратила деньги на организацию охраны олимпийских объектов, контролеры не смогли: «Не представляется возможным определить степень и эффективность реализации корпорацией требований постановления правительства <...> в части обеспечения <...> организации пропускного режима на особо охраняемых олимпийских объектах». Замечания, тем не менее, есть. Оказалось, что специально созданный для охраны олимпийских объектов ЧОП «Олимп» не привлекался госкорпорацией для охраны особо охраняемых объектов. Как выяснили контролеры, для обеспечения безопасности особо охраняемых объектов «Олимпстрой» прибегал к услугам вневедомственной охраны и «других не связанных с корпорацией охранных предприятий».

«Такие действия являются неэффективными», — обращается внимание в отчете. При этом в документе подчеркивается, что созданный при госкорпорации ЧОП является «охранной структурой с постоянно наращиваемым личным составом и техническим обеспечением», которое проводится за счет переданных корпорации госсредств. Изначально в уставный капитал организации «Олимпстроем» было внесено 7,5 млн рублей.

Согласно предоставленным данным, численность развернутых ЧОПом постов к середине 2010 года увеличилась с 13 до 179, а количество охранников возросло с 40 до 696. Час их работы стоил 259 рублей. А общая стоимость услуг по охране территории Олимпийского парка по договору не могла превышать 121 млн рублей.

Стоимость услуг неоднократно корректировалась. В конце 2009 года цена за охрану олимпийских объектов была пересмотрена в сторону понижения: со 259 рублей тариф опустился до 250. При этом приемка работ в течение всего года проводилась по оговоренной ранее ставке. «В течение года сумма оплаченных услуг была выше, что должно было потребовать пересчета по итогам года и возврата излишне начисленных средств в пользу корпорации», — отмечается в отчете, но никаких документов о возврате излишка аудиторам предоставлено не было. «Как и комментариев по поводу снижения стоимости услуг, характеризующих низкую эффективность операций планирования корпорации», — говорится в документе. Контролеры замечают, что средствам можно было найти достойное применение — например, они могли «стать источником процентного дохода при размещении этой суммы на депозите».

В середине 2010 года тариф повысили (до 279 рублей). Несмотря на повышение, доходы ЧОПа, созданного в соответствии с уставными документами с целью извлечения прибыли, оказались ниже расходов. За первые три квартала 2010 года ЧОПу удалось заработать 244 тыс. руб., в то время как расходы компании составили более 250 тысяч рублей. Превышение фактического уровня расходов над доходами составило 4%, подсчитано в документе.

Не до конца понятной является и система закупки оборудования для работы ЧОПа. В отчете сказано, что в конце 2010 года госкорпорация закупила для «Олимпа» 7 комплектов обнаружителей паров взрывчатых веществ «Пилот-М» и 11 комплектов обнаружителей механизмов взрывателей «Анкер-4Е». Их стоимость составила соответственно 287,5 тыс. и 88,5 тыс. рублей. Однако ранее закупка аналогичного оборудования обходилась «Олимпстрою» дешевле. «Закупленные ранее комплекты того же оборудования обходились в 280 тыс. рублей и 55 тыс. рублей соответственно», — обнаружили авторы документа.

Такая же ситуация сложилась с закупкой 12 комплектов досмотровых зеркал «Поиск-2У». Контракт был заключен с компанией «Инфосекьюр». За один комплект была установлена цена 27,5 тыс. рублей. Ранее госкорпорация закупала «зеркала» у ООО «Безар-Импер» за 21,5 тыс. рублей, указывается в отчете.

Таким образом, процедура приобретения оборудования для обеспечения охраны олимпийских объектов, равно как и процесс его передачи ЧОПу «не являются прозрачными», отмечается в выводах доклада.

Дмитрий Медведев с 2009 года начал кампанию по реформированию госкорпораций. Проверка Генпрокуратуры и контрольного управления президента в 2010 году выявила «факты нецелевого и неэффективного расходования госкорпорациями выделенных государством финансовых и материальных ресурсов». По предложению Медведева, все госкорпорации, кроме «Росатома», в конечном счете будут ликвидированы или превратятся в акционерные общества — «часом-икс» станет момент достижения корпорациями поставленных задач («Олимпстрой» создан под организацию Олимпиады 2014 года).

Непрозрачная система управления является «родимым пятном» госкорпораций во всем мире — они всюду становятся предметом критики, «в том числе и по системе распоряжения вверенным им имуществом», говорит председатель экспертного совета «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. Тот факт, что в должностных инструкциях сотрудников обнаружились разночтения, эксперт объясняет спешкой и несогласованностью в подготовке документов при создании «Олимпстроя».

В «Олимпстрое» на запрос «Газеты.Ru» к моменту сдачи материала не ответили. Недоступен для комментариев был и представитель секретариата Дмитрия Козака.