Дмитрий Медведев второй год подряд приезжает в Санкт-Петербург с двухдневной программой в рамках ПЭФ — до этого он приезжал на небольшой срок. В пятницу он выступил на открытии форума, а затем принял участие в сессии «Глобальная энергия: новые пути достижения энергетической безопасности».
Официально предвыборная кампания еще не началась, пояснил сразу после выступления помощник президента Аркадий Дворкович, но речь президента — «безусловно, политическая».
Однако главного заявления — об участии или неучастии действующего президента в кампании — придется подождать, сказал Дворкович: «Если не произойдет ничего экстраординарного, не следует ожидать этого заявления раньше осени». По мнению помощника, Медведев и так четко дал понять, что «необходимо поддерживать стабильность и действовать в соответствии с правилами, а правила таковы, что соответствующее заявление может быть сделано осенью этого года - не летом».
В первой части речи Медведев заявил об исчерпанности модели развития последних десяти лет. «Я бы хотел заявить здесь предельно четко, что мы не строим государственный капитализм», — объяснил президент.
«Да, у нас был этап развития, связанный с усилением роли государства в экономике, он был, по сути, неизбежен и во многом в определенный период необходим», — оценил докладчик этот этап как важный для стабилизации после «хаоса 90-х». «Однако теперь потенциал этого пути исчерпан, эффективность, впрочем, достаточно условная, такой экономической модели очень сильно зависит от конъюнктуры и часто ведет к непродуманным судорожным шагам, решающим лишь одну задачу — сохранить то, что существует, — и почти всегда вне зависимости от эффективности подобного наследства», - сказал Медведев. По его мнению, это вырождается в избыточную систему регулирования, принцип «государство всегда право», который «выражается либо в коррупции, либо в повсеместных преференциях своим компаниям, причем независимо от формы собственности».
Как результат: эффективность принципов ручного управления избирательна, считает российский лидер, возникает «доминирование подконтрольных государству компаний в значительной части отраслей, низкая предпринимательская и инвестиционная активность в этих сферах».
«В конечном итоге это угроза потери конкурентоспособности российской экономики в целом, которую не предотвратят и ласкающие слух некоторых экспертов плановые пятилетки», — язвительно заметил президент.
Этот пассаж выглядит прямой критикой идеи «пятилетнего планирования» развития страны, о которой заявил возглавляющий экспертный институт путинского «Общероссийского народного фронта» Николай Федоров. Такая экономическая модель представляет «опасность для развития страны», заочно поспорил с экспертом Медведев.
«Это не мой выбор», — заявил он. Свой выбор экономической модели развития страны президент Медведев видит в семи принципиальных пунктах.
Во-первых, государству необходимо избавляться от излишних активов, а осторожный подход следует применять к инфраструктурным монополиям и предприятиям, которые обеспечивают военную безопасность страны. Правительство должно в срок до 1 августа скорректировать график приватизации для решения этой задачи, потребовал президент. Корректировка плана приватизации позволит пополнить бюджет не на 300, как планировалось ранее, а на 450 млрд рублей за 2013 и 2014 годы, уточнил после Медведева Дворкович.
Принципиальное заявление касалось децентрализации системы управления государством. «Если все начинает работать или движется по сигналу из Кремля, а это мы проходили, я сам знаю это на собственном опыте, значит, система нежизнеспособна, ее нужно подстраивать под конкретного человека. Это плохо, это означает, что систему нужно менять», — объяснил глава государства. По его словам, в ближайшее время будет создана специальная рабочая группа, которая подготовит предложения по децентрализации полномочий между уровнями власти, прежде всего усилив муниципалитеты. Кто возглавит группу — пока не объявлялось, по словам Дворковича, вряд ли это будет «какой-то чиновник или министр».
Руководство страны наконец определилось и с планами снижения страховых взносов. «Принято решение о снижении максимальной ставки обязательных страховых взносов со следующего года с 34% до 30%, а для малого бизнеса в производственной и социальной сфере — до 20%», — сказал Медведев.
Два предложения касались реформы судебной системы: стимуляция специализации судей в арбитражном суде, развитие третейского суда и медиации, дополнения к механизму конкурсного отбора судей и привлечения их к дисциплинарной ответственности.
Новые предложения поступили и по другой традиционной для Медведева теме — борьбе с коррупцией. Президент предложил сделать так, что «основанием для увольнения могут служить данные, полученные в результате оперативно-разыскных мероприятий, даже если они оформлены таким образом, что не могут быть использованы для уголовного преследования». Особый вызов президент бросил Следственному комитету. По его плану, который он вскоре оформит законодательно, прокуроры будут проверять обоснованность возбуждения и расследования уголовных дел. В случае выявления признаков злоупотребления прокурор будет привлекать следователя к ответственности, «вплоть до уголовной». Это станет инструментом борьбы с массовым рейдерством, объяснил Медведев.
Для привлечения инвестиций и формирования в Москве международного финансового центра президент планирует вскоре определиться насчет отмены многих ограничений размещения и обращения российских ценных бумаг за рубежом, а также выдать долгосрочные визы всем инвесторам и предпринимателям, «которые имеют существенный бизнес в России, включая, конечно, и тех, кто участвует в проектах инновационного центра «Сколково» и международного финансового центра в Москве».
Но главное предложение касающееся Москвы, президент оставил на конец.
Выступая в Санкт-Петербурге, он прояснил планы о столь долго обсуждаемом объединении Москвы и Московской области, хоть названо это было «расширением».
По словам Медведева, будет сформирован столичный федеральный округ, «выходящий за традиционные границы Москвы, причем с переносом за эти границы значительной доли административных функций федерального уровня и, соответственно, государственных учреждений». Мэр Москвы уже объяснил, что это вовсе не объединение, а речь идет об изменении административных границ Москвы вширь. Фактически предполагается создать отдельный город-спутник, куда будут выведены все государственные учреждения. По словам Дворковича, это сделано для того, чтобы «максимально решить все проблемы, связанные с перемещением чиновников, чтобы это не мешало жителям Москвы и области». Об общероссийской тенденции к укрупнению городов и созданию конгломерации речи не идет, пояснил Дворкович: масштабные проблемы связи города и округа есть только в Москве и Санкт-Петербурге.
О том, каким образом на месте Москвы появится столичный округ, какие госучреждения переедут в отдельный город и сколько может стоить создание такого административного центра, «Газета.Ru» расскажет в отдельном материале.