Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Главы муниципальных преобразований

Рейтинг российских мэров

Повсеместное введение поста сити-менеджера в России порождает новый конфликт — между назначенными управленцами и избранными мэрами городов, гласит исследование влиятельности глав ста крупнейших муниципалитетов России. Прежний конфликт — мэра и губернатора — уходит в прошлое.

Составлен первый рейтинг политического влияния глав 100 крупнейших городов России (текст есть у «Газеты.Ru»). Это аналогия знаменитого рейтинга политической выживаемости губернаторов. Авторы — фонд «Петербургская политика» Михаила Виноградова и холдинг «Минченко консалтинг» Евгения Минченко.

В пояснительной записке к рейтингу говорится, что города — участники рейтинга отбирались по числу жителей: в самом крупном из учтенных — Новосибирске — 1,4 млн человек, в самом маленьком — Сызрани — 179 тыс. Мэра Москвы Сергея Собянина и губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко в списке нет: их позиции оцениваются в рейтинге выживаемости губернаторов.

Эксперты оценивали, в частности, способность мэров доработать до конца срока своих полномочий, уровень их популярности у населения, отношения с региональными властями, собственное влияние в городе и характер взаимодействия глав городов и сити-менеджеров (там, где такие есть).

Подавляющее большинство мэров в рейтинге — «троечники» и «ударники». «Двоечников» семеро — это мэры Химок Владимир Стрельченко, об ожидающейся отставке которого прямо сообщают эксперты, Петропавловска-Камчатского Владислав Скворцов, отставки которого добивается «Единая Россия», Бийска Анатолий Мосиевский, главы Сыктывкара Сергей Ивкин, Ангарска Леонид Михайлов, Волжского Марина Афанасьева и Владимира Александр Рыбаков, чьей скорой замены также ожидают эксперты.

«Отличников» в списке еще меньше — пятеро. Большинство из них, как и мэры-неудачники, избраны прямым голосованием.

Это мэры Орска Виктор Франц, Йошкар-Олы Леонид Гаранин, Нижневартовска Борис Хохряков, Комсомольска-на-Амуре Владимир Михалев, Калуги Николай Любимов. В комментариях к отличным оценкам эксперты нередко отмечают близкую перспективу введения в этих городах поста сити-менеджера. Среди сити-менеджеров и глав городов большинство — «троечники» и «ударники».

2010 год стал рекордным по числу перестановок на уровне глав городов, отмечают эксперты.

В 34 из 100 городов появился новый мэр, глава муниципального образования или сити-менеджер, а в некоторых городах, в том числе таких крупных, как Екатеринбург, Нижний Новгород, Челябинск, перестановки касались и главы, и сити-менеджера. Из 20 крупнейших городов прямые выборы удалось сохранить в 11. «Двухголовая» система муниципальной власти вводится либо при поддержке непопулярных мэров, которые «предпочитают делать акцент на выстраивании внутриэлитной, а не электоральной коммуникации», либо против воли избранных мэров, но всегда при поддержке губернаторов. Главы регионов нередко продвигают эти решения со ссылкой на принятое на федеральном уровне «политическое решение» о всеобщем введении сити-менеджеров, отмечают эксперты. «Однако у экспертов рейтинга существуют сомнения в том, что с федерального уровня по этому вопросу поступала недвусмысленная и четкая команда», — говорится в комментарии к работе.

Классический конфликт 90-х — начала 2000-х годов между мэрами и губернаторами уходит в прошлое,

отмечают эксперты. В таких конфликтах федеральный центр чаще всего поддерживает глав регионов, а не мэров. При этом, как правило, конфликты имеют объективную причину и воспроизводятся даже при смене градоначальника. Излишняя подконтрольность мэра губернатору при таких условиях приводит к тому, что мэр начинает конфликтовать с общественными и элитными группами.

Теперь существует риск усиления конфликтов между главами городов и сити-менеджерами этих же населенных пунктов (диархия существует во многих крупнейших муниципалитетах) из-за отсутствия ясного ответа на вопрос, кто из этих должностных лиц главнее, отмечают эксперты. Последний конфликт такого рода случился в Туле.

Глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов считает, что рейтинг мэров свидетельствует о повышении уровня подконтрольности муниципальных властей губернаторам. В то же время отказ от прямых выборов мэров снижает легитимность самих муниципальных властей. Однако в процессе согласования кандидатуры сити-менеджера (на эту процедуру региональные власти имеют непосредственное влияние) приходится договариваться с местными элитами. «А для этого требуется умение», — отмечает собеседник «Газеты.Ru». «Если же просто примитивно строить вертикаль, исключить политические конфликты невозможно, потому что политика вечна и остановить политическую борьбу невозможно», — говорит Виноградов.

Новости и материалы
Постпред Израиля измельчил Устав ООН в шредере
Власти Палестины заявили, что государство продолжит стремиться к полному членству в ООН
Нефтебаза в Ровеньках ЛНР загорелась после удара ВСУ
Минобороны США назвали суммарный объем помощи Украине с 2022 года
Джоковичу кинули бутылку в голову после матча в Риме
Появились списки погибших и пострадавших при падении автобуса в реку в Петербурге
Стало известно, как COVID-19 может разрушать суставы и кожу
В Курской области сбит беспилотник самолетного типа ВСУ, работает ПВО
IIHF не указала Россию в списке самых титулованных сборных в истории ЧМ
В США заявили, что ВСУ утратили инициативу в конфликте из-за нехватки оружия
В Воронежской области объявлена опасность атаки БПЛА
В двух областях Украины объявлена воздушная тревога
Одному из лидеров РПЛ предрекли проблемы с составом
ХАМАС заявил, что из-за действий Израиля переговоры по Газе зашли в тупик
В Липецкой области объявлен режим воздушной опасности
Названо неочевидное опасное последствие диабета у молодых
Стало известно, как именно быстрый прием пищи приводит к увеличению веса
В Белом доме заявили, что Израиль еще не начал вторжение в Рафах в секторе Газа
Все новости