В пятницу утром ОМОН пресек попытку рабочих алтайского завода «Магистраль» перекрыть Чуйский тракт.
Сотрудники предприятия вышли под Горно-Алтайском на федеральную трассу М-52, связывающую Новосибирск с Монголией, в знак протеста против массовых сокращений, но были силой оттеснены на обочину. В столкновении никто не пострадал, но несколько человек были задержаны.
Около 200 рабочих решили не расходиться. Они встали пикетом за пределами трассы, за беспрепятственным движением по которой теперь следит ОМОН.
Рабочие «Магистрали» вышли на акцию протеста уже во второй раз. Первый пикет 3 июля они тоже устроили вдоль федеральной трассы и под теми же лозунгами — возвращения работы. Тогда на митинг собрались около ста человек, и перекрыть дорогу милиция им помешала. Несколько человек были также задержаны.
Менеджмент «Магистрали» на стороне своих сотрудников. Инициатором протеста выступил гендиректор компании Василий Пиряев.
«Работники от правительства Республики Алтай не просят деньги, а требуют только одного – обеспечить их работой», — заявлял он. По словам гендиректора «Магистрали», правительство республики попросту не предоставляет подрядов их компании, распределяя заказы между «своими» компаниями, сообщает РИА «Новости». Его предприятию госзаказчик «Горно-Алтайавтодор» уже более двух лет не дает участвовать в конкурсах.
В этот вторник глава администрации Республики Алтай Александр Бердников попытался найти выход из конфликта, устроив переговоры с представителями предприятия. На встречу были приглашены правительственные чиновники, и. о. прокурора республики Олег Четвернин, представители «Горно-Алтайавтодора» и делегаты от объединенных профсоюзов.
Как передавало местное информагентство INFOLine, в ходе переговоров гендиректор предприятия выставил правительству несколько условий: рассчитаться по 5-миллионному долгу перед «Магистралью» за строительство мостового перехода через реку Сарыкокша, перевести 40 млн за строительство дороги Черга — Беш-Озек.
Методами шантажа и громких обвинений делу не поможешь, заявил на встрече глава республики.
По словам губернатора, на Алтае, как и по всей России, складывается сложная ситуация, строительство многих социальных объектов приостановлено, федеральным центром урезаны средства на ремонт и содержание дорог. Те организации, что выиграли тендер на строительство бюджетных объектов, ведут работы в основном на свои средства с последующим гашением кредиторской задолженности, цитирует Бердникова агентство «Новости Горного Алтая».
От Бердникова руководство производственного комплекса получило наказ работать эффективнее: избавиться от непрофильных активов, в том числе турбаз, оленьих ферм, машин представительского класса. «Магистраль», по его словам, могла бы участвовать в конкурсах и аукционах и за пределами Республики Алтай, добиваться выплаты долгов через суд, вести более гибкую ценовую политику.
От обвинений в протекционизме каких-то конкретных предприятий власти республики также открещиваются. Как заявила РИА «Новости» пресс-секретарь главы республики Елена Кобзева, ЗАО «Магистраль» мало участвует в открытых тендерах и не участвует в конкурсах, которые проводятся в других регионах. По данным Минрегиона, за три года «Магистраль» участвовала только в 12 из 48 конкурсов на дорожное строительство. В большинстве аукционов предприятие проиграло из-за нежелания снижать цену контракта.
«Из встречи стало ясно, что правительство республики или не хочет, или не может сделать этого (возвратить людям работу)», — объявил Пиряев после встречи с Бердниковым. «Мы готовимся снова выйти на трассу. На этот раз мы будем более подготовлены и соберем в три-четыре раза больше людей», — пообещал тогда он.
ЗАО «Магистраль» с начала года сократило или отправило в вынужденный отпуск около трети своих сотрудников, будучи не в состоянии оплачивать их труд.
В апреле этого года республиканское управление СКП РФ уже возбуждало уголовное дело по факту невыплаты в компании более 12 млн рублей зарплаты. Этот долг «Магистрали» удалось погасить. Однако на текущий момент задолженность по зарплате вновь достигла более 5 млн рублей. К тому же «Магистраль» задолжала и по кредитам, из-за неисполнения обязательств перед банками арестовано около сотни единиц строительной и автомобильной техники.