В Госдуме приняли во втором чтении новую редакцию закона «О выборах депутатов Госдумы». 335 депутатов проголосовали за новую концепцию выборов, отменяющую одномандатные округа. От комитета поправки объяснял зампред комитета по конституционному законодательству и госстроительству Александр Москалец. Он отметил, что комитет провел 17 встреч рабочей группы, на которых были рассмотрены все поправки: «250 поправок было рекомендовано к принятию, 615 — к отклонению», — бодро отчитался Москалец. «Титанический» труд по рассмотрению всех поправок депутатов заставил проделать президент Владимир Путин, предложивший отменить одномандатные округа и перейти к пропорциональной системе выборов на заседании правительства в сентябре 2004 года после теракта с захватом школы в Беслане. На то, чтобы перейти к ней окончательно и рассмотреть 872 поправки, у депутатов ушло около 4 часов.
Все это время представители КПРФ и «Родины» пытались отстоять, по их мнению, демократические поправки, ни одна из которых не была принята. Единороссам удалось исправить текст закона исключительно в свою пользу.
Так, при голосовании им удалось отстоять уже знаменитую поправку «первой тройки». Против «безнаказанности» использования во главе списков министров и губернаторов неоднократно высказывался Александр Вешняков. При внесении законопроекта в Госдуму он чуть ли не лично прописал «наказание» таким партиям: предлагалось отнимать у них мандаты и перераспределять между другими партиями. Однако единороссы продавили поправку, в которой главы списков от своих мест могли бы отказаться, а вакантные мандаты разрешалось передавать следующим по партсписку кандидатам партии. Коммунисты как могли поддерживали Вешнякова. В запале спора они приводили даже несвойственные им идеологические аналогии:
— При самодержавии, в 1905 году, даже царь при формировании первой Думы запрещал участвовать в выборах министрам, губернаторам, полицейским и другим должностным лицам, — цитировал знаменитое уложение Николая II Сергей Решульский. — Неужели мы не можем понять, что при демократии такое включение позорит систему выборов в стране?
— Почему же позорит? Включаем в списки министров. Ну и что? — невозмутимо разводил в ответ Москалец. — Я вот был замминистра (до выборов — зам Сергея Шойгу — «Газета.Ru»), так работаю же в Думе, генерал Востротин (Валерий Востротин, замминистра МЧС до избрания в Госдуму — «Газета.Ru») тоже работает.
— Вы молодец, но мы предлагаем наказывать лжецов, тех, кто, выражаясь современным языком Большого театра, прокатил своих избирателей, ввел их в заблуждение и не пошел после выборов работать в Думе, оставшись министрами и губернаторами! — парировал Сергей Решульский.
— Иначе как политическим наперсточничеством назвать подобное ухищрение никак нельзя, — возмущался Иван Харченко от «Родины».
Не подействовал на единороссов и довод Вешнякова, что это «прямой обман избирателей». Квоту на освобождающийся мандат голосованием оставили. Секретарь президиума генсовета «Единой России», депутат Госдумы Валерий Богомолов по итогам обсуждения не скрывал радости.
«Мы выбираем людей или партии?», — риторически спросил он, при подходе к журналистам. — Это не обман избирателей, а наоборот, это четкая и ясная ориентация избирателей на идеологическую платформу партии».
После провала главной инициативы Вешнякова (все остальные ужесточения закона председатель ЦИК поддерживал) глава Центризбиркома окончательно потерял интерес к дискуссии и замолчал. Рассмотрение вопросов пошло быстрее. Депутаты быстро отклоняли одно за другим возражения думской оппозиции. Во-первых, серией поправок единороссы увеличили общее число кандидатов в депутаты федерального списка. Теперь его число может доходить до 500 человек (ранее 450 — по числу депутатов Госдумы). Яблочник Сергей Попов пытался возразить, что такое огромное число претендентов «даст возможность партии включить в свой список известных артистов, губернаторов, других авторитетных людей, которые не пойдут работать в Думу, и таким образом избиратели будут дезинформированы». Во-вторых, значительно увеличили число региональных групп — со 100 до 158. При этом в законе приняли оговорку, что «региональная часть федерального списка кандидатов в депутаты должна охватывать все субъекты».
Третье послабление для партии власти, как посчитали депутаты от оппозиции, было в том, что за партиями оставили право отказаться от участия в дебатах с сохранением выделенной на эти дебаты партии доли эфирного времени.
— Отказались — это их право. Пусть другие в это время дискутируют, но в счет своего времени, — призывал одуматься депутат Владимир Кузнецов. Зачем же отказникам предоставлять минутки для своей рекламы? Но докладчик от комитета Александр Москалец посчитал, что для партий и региональных выборов поправкой устанавливается «свобода выбора».
Наконец, партиям — участникам выборов значительно увеличили избирательный фонд. Политическая партия на свою избирательную кампанию теперь сможет израсходовать до 400 млн рублей. Избирательный фонд партии увеличили с 260 до 400 млн рублей. Оппозиция посчитала это тенденцией к «криминализации выборов». Такой фонд, по мнению Валентина Купцова (КПРФ), подтолкнет к «криминализации избирательных кампаний». Купцов привел данные по прошлой избирательной кампании в Госдуму:
— КПРФ потратила на свои выборы 70 млн рублей. Стоимость одного мандата для Компартии составила 1 млн 719 тыс. рублей. Все остальные партии, участвовавшие в выборах в 2003 году, потратили в 4–5 раз больше, — привел цифры Купцов. Оказалось, что КПРФ ведет подсчет своей «экономии» еще со времен первых выборов. — Так, в 1995 году мандат КПРФ стоил 8,8 млн рублей, НДР — для сравнения — 198 млн, а «Выбора России» — 56 млн рублей, — напомнил Купцов.
К его подсчетам также не прислушались и фонд увеличили.
При голосовании окончательно отказались от партийных блоков, вернуть которые предложили независимые депутаты (Михаил Задорнов, Галина Хованская, Оксана Дмитриева, Сергей Попов, Владимир Рыжков). Их поправку с предложением разрешить партиям объединяться в блоки отклонили. Не удалось независимым депутатам также внести послабления для внесенных в ЦИК при регистрации партии подписей. В новой редакции партии должны будут собрать 200 тысяч подписей избирателей. Если 5% из них окажется браком — партии будут снимать с выборов.
Михаил Задорнов призвал оставить норму, при котором брак в 25% от сданных подписей давал право аннулировать регистрацию. Однако единороссы настояли на резком ужесточении этого положения закона.
Ряд других поправок значительно усложнит наблюдение за самим ходом выборов. Теперь доверенные лица партийных кандидатов не смогут исполнять роль наблюдателей на участках, а международным наблюдателям окажется закрытой дорога на избирательные участки без личного приглашения Центризбиркома. Был принят и ряд поправок, ограничивающих наблюдателей как от партий, так и от международных организаций в свободе передвижения и комментирования хода выборов. Российскому омбудсмену запретили самостоятельно приглашать независимых наблюдателей следить за ходом выборов. В статье 31 правом приглашать международных наблюдателей наделены президент, правительство, Центризбирком и омбудсмен, которому необходимо «обратиться с предложением в Госдуму». На депутатов не подействовали аргументы независимого депутата-яблочника Сергея Попова, заявившего, что норма «ограничивает уполномоченного в его правах». 307 депутатов самостоятельного права приглашать наблюдателей омбудсменом лишили.
Логика поправок свелась к тому, что даже в случае приезда лояльных госвласти и ЦИКу иностранных наблюдателей давать какие-либо комментарии о ходе выборов во время голосования, то есть делиться своими оперативными наблюдениями, они не смогут.
Отдельное положение в статье 31 запрещает им «излагать свое мнение о выборах, подготовке к ним, проводить пресс-конференции и обращаться к представителям СМИ до окончания времени голосования» по всей территории страны. В случае «нарушения наблюдателем общепризнанных принципов и норм международного права» аккредитация иностранного наблюдателя может быть отозвана ЦИКом.
В итоге коммунисты и депутаты фракции «Родина» отказались голосовать. «Законом о создании партийной бюрократии» назвал его Олег Смолин (КПРФ), а коллега Сергей Чаплинский ( «Родина») заверил, что депутаты фракции на кнопки нажимать тоже не будут. За закон «О выборах депутатов Госдумы» проголосовали голосами «Единой России» и ЛДПР. Их удалось набрать 335. Протеста думской оппозиции хватило на 96 голосов, остальные депутаты участвовать в голосовании не захотели.