Мэр Москвы: столица не будет наращивать объемы строительства на территории города

Москва не будет наращивать объемы строительства на территории города, возводить жилые высотки и вкладываться в ремонт квартир в ветхих исторических зданиях. Основной резерв для решения жилищных проблем москвичей – присоединяемые к столице территории области, считает московский градоначальник.

Сергей Собянин провел первую за год своей работы в Москве пресс-конференцию. Как рассказал градоначальник журналистам, интересовавшимся карьерными планами мэра, одновременно возглавляющего региональное отделение партии власти, он не хотел бы менять работу ни после думских, ни после президентских выборов. А вот первый заммэра Владимир Ресин перейдет на работу в Госдуму, сообщил Собянин. Вопрос о новой кандидатуре на его место не рассматривается – скорее всего, такой должности вообще не будет, пояснил мэр. Впрочем, у заммэра, должность которого занимал бывший многолетний руководитель столичного стройкомплекса, уже и так не оставалось никаких реальных полномочий, их давно распределили между членами новой команды.

Сносить и застраивать Москву преемники Ресина будут уже по-новому. Между тем, мэр не согласился с журналистом, заявившем о продолжающемся в Москве сносе исторических зданий. «Мы не снесли ни одного памятника», — заявил мэр. По его словам, если прежде в исторической части города ежегодно сносилось до 200 зданий в год, то сейчас эта цифра снизилась в 20 раз – до десяти. Причем, сносились лишь «ветхие, аварийные, не представляющие исторической ценности» здания. Единственное исключение составила Соборная мечеть, признался градоначальник, но и она была исключена из реестра памятников еще в 2009 году. Кроме того, «еще в 2003 году было ясно, что новую мечеть на этом месте невозможно будет построить, сохранив старую».

Не будут использоваться в целях решения жилищных вопросов москвичей и отселенные дома в историческом центре города. Как объяснил Собянин, в отличие от сносимых пятиэтажек, многие ветхие дома в центре являются памятниками и должны быть реконструированы. При этом в бюджете на столь дорогостоящие работы денег нет. По словам мэра, его администрация разработала программу по привлечению инвесторов, которым могут быть интересны элитные квартиры в этих особняках.

Кроме того, мэрия отказывается от старых планов высотного жилищного строительства. «От числа этажей в домах очередь на жилье не сокращается, — заявил мэр. – Не надо завидовать Токио. Можно так застроить Москву (а это предложено в Генплане), что жить в ней станет невозможно. Пока я мэр, я буду делать все возможное, чтобы это не произошло».

Основной потенциал для решения жилищных проблем горожан градоначальник видит в присоединяемых к Москве территориях области. По его словам, объемы жилищного строительства тут будут возрастать, причем одновременно будут создаваться объекты инфраструктуры и, главное, рабочие места. Чтобы не «ухудшить обстановку» в самой Москве, куда сейчас все едут на работу. По словам Собянина, общий баланс строительства в Московском регионе в целом, который давно уже держится в пределах 7-8 млн квадратных метров в год, сохранится неизменным и впредь, но с переносом акцента в область. «Присоединяемые территории – это не обуза, которая будет сосать бюджет, — заявил Собянин. – Наоборот, они на долгие годы вперед обеспечат развитие города, позволят создать нормальные условия для жизни горожан и работы предприятий, многие из которых сегодня уходят из дорогостоящей Москвы». При этом, «глобальных инвестиций» в новые территории не понадобится, уверен градоначальник. По его словам, проходящими по юго-западу области федеральными автотрассами займется Минтранс, железными дорогами – ОАО РЖД, а жильем и офисами – бизнес. Да и вообще, эта территория «сама себя кормит». Для нее не понадобятся даже новые чиновники: в Москве принят закон, сохраняющий структуру местного самоуправления на этих территориях, пояснил Собянин.

Новое строительство в пределах МКАД будет касаться в основном социальных и инфраструктурных объектов, рассказал Собянин. Например, будет продолжена программа «Народный гараж», причем, «без ажиотажа и насилия». Заодно градоначальник ответил своим критикам, заявляющим о непомерно завышенной цене «народного гаража». «Пока программа застопорилась, ГУП «Народный гараж» не справляется из-за высокой себестоимости строительства, — рассказал он. – Но сейчас мы направили дополнительные средства в уставной капитал, чтобы достроить все начатые объекты».

А вот что останется неизменным – присутствие гастарбайтеров на московских стройках. По словам Собянина, столица исчерпала свои трудовые ресурсы, в городе практически нет безработицы, а москвичи идти на тяжелую и низкооплачиваемую работу не хотят. «Жизнь все расставила по своим местам и определила, сколько Москве нужно трудовых мигрантов, — считает мэр. – Если бы они были Москве не нужны, у них не было бы здесь работы». Основной вопрос, по мнению Собянина заключается в том, кто именно работает на московских стройках и в ЖКХ – «лучше, чтобы это были россияне, а число иностранцев сохранялось в пределах квоты – 250 тыс. человек». Нелегалов же, которых по оценке мэра, еще примерно столько же – еще 250 тыс. – надо «выявлять и ставить на учет».

По мнению экспертов, уход жилищного строительства из Москвы в область неизбежен. При этом, самоокупаемость новых территорий далеко не очевидна. «В инженерном отношении область хорошо подготовлена, тут есть резервы, — считает
профессор, д.т.н., член экспертного совета по градостроительной деятельности при комитете Госдумы по строительству и земельным отношениям Азарий Лапидус. – Но вот дорожную инфраструктуру надо будет развивать очень серьезно. И делать это придется Москве».

По мнению системоаналитика, к.т.н. Сергея Любкина, пока не проведено конкретных расчетов, что могут дать и что потребуют присоединяемые территории, любые заявления чиновников будут оставаться декларациями. «Главная беда нашей власти – отсутствие системных решений, — считает эксперт. – Предлагаются отдельные, и вроде бы, даже здравые решения. Но, как известно из теории управления сложными экономическими системами, к которым относится такой город, как Москва, не рассматриваемые в комплексе простые решения приводят к плачевным результатам». В качестве примера Любкин привел одну из мер по борьбе с пробками в Москве – введение по аналогии с Западом выделенных полос. «Только вот эти полосы не добавили, а отняли у обычного транспорта, что только усугубило дорожную ситуацию», — отмечает эксперт.

Что до памятников, отдаваемых на откуп инвесторам, то с ними, опасаются эксперты, произойдет то, «что обычно – превращение в новодел». «Речь идет об уникальном историческом наследии, которое практически уничтожается. При нынешнем уровне коррупции мы можем столкнуться с полной потерей памятников», — говорит Лапидус. А вот оставаться ли там жить простым москвичам – вопрос спорный, считает эксперт: коренные жители центра, как правило, небогатые люди, которые не смогут себя защитить и чаще им, действительно, спокойней бывает уехать. «С другой стороны, все эти дома имеют историю, и есть семьи, чьи предки проживали в этих стенах на протяжении 5-6 поколений, — отмечает Лапидус. — Например, проживающая в «доме Мельникова» семья пытается восстановить этот знаменитый памятник. Это очень сложный вопрос, и решать его надо индивидуально».