Белок HIF-1 помогает голоданию продлевать жизнь нематод

Белок HIF-1 вовлечен в процессы, благодаря которым ограничения в еде продлевают жизнь людей. Известно, что он играет важную роль в метаболизме кислорода, воспалительных реакциях и процессах образования опухолей; это может объяснить, почему воздержание от пищи предотвращает старение и развитие рака. Американец Роберт Хьюз и его коллеги из Института исследования возраста имени Леонарда и Берила Баков показали, что HIF-1 вовлечен также в процессы регуляции клеточного роста в зависимости от количества доступных клеткам питательных веществ и белков – факторов роста. Работа учёных опубликована в PLoS Genetics.

Исследование включало в себя работу с повсеместно используемыми лабораторными организмами – круглыми червями нематодами. Группа Хьюза с помощью генетических методов создала две группы этих червей – одну группу с замедленной работой гена HIF-1, а другую – с ускоренной. При этом червям предлагалась различная диета. Оказалось, что даже значительное сокращение доступной пищи не помогало продлить жизнь червям с ускоренной экспрессией HIF-1, тогда как черви с замедленной работой этого гена жили дольше, даже в случае диеты, обогащенной питательными веществами. Авторы обнаружили, что продление жизни благодаря диете активизирует сигнальные пути в клетках организма, задействованные в обработке и правильной упаковке белковых молекул. Это открытие служит подтверждением гипотезы о том, что процессы старения и развития возрастных заболеваний связаны в первую очередь с накоплением неправильно упакованных белков в клетках.

Белок HIF-1 помогает клеткам человеческого организма выживать в том случае, если уровень необходимого для их жизнедеятельности кислорода оказывается слишком низким. Он так же играет важную роль в развитии раковых опухолей – большие его количества часто обнаруживаются в злокачественных опухолях, а подавление производства этого белка клетками является одним из способов борьбы с распространением рака по организму.

«Ограничительные диеты уже давно зарекомендовали себя как одни из наиболее надежных методов увеличения продолжительности жизни и замедления наступления заболеваний, связанных со старением у человека и множества других видов живых организмов. Наша работа позволяет приблизиться к пониманию механизмов такого благотворного действия и позволяет надеяться на разработку медицинских препаратов, имитирующих эти эффекты в организме людей», – цитирует РИА «Новости» соавтора публикации Панкадж Капахи.

ВС России уничтожили пункты управления беспилотниками ВСУ в Херсонской области