Планеты, подобные Земле, могут быть у большинства звёзд, подобных Солнцу

Планеты, подобные Земле, могут встречаться в космосе гораздо чаще, чем считалось до сих пор. От 20% до 60% всех солнцеподобных звёзд могут обладать системами из каменных планет – если учёные правильно интерпретировали результаты, полученные с помощью космического телескопа имени Спитцера.

Известные нам планеты делятся на несколько больших групп – это преимущественно газовые планеты-гиганты и планеты, имеющие твёрдую поверхность, которые в Солнечной системе называют «планетами земной группы». Наблюдения находятся в согласии с теорией, предсказывающей, что первые расположены дальше от центрального светила, вторые – ближе к нему. Исследования внесолнечных планет также показали наличие так называемых «горячих юпитеров» - планет-гигантов, находящихся очень близко к своим звёздами и «суперземель» - планет, которые, скорее всего обладают, твёрдой поверхностью, однако в 5-20 раз массивнее Земли.

Тем не менее, методы обнаружения внесолнечных планет гораздо чувствительнее к таким необычным с точки зрения Солнечной системы планетам, как «горячие юпитеры» и «суперземли», поэтому судить о том, насколько часто встречаются планетные системы, подобные нашей, можно будет лишь с дальнейшим развитием альтернативных методов.

Группа астрономов из США и Германии под руководством Майкла Мейера из Аризонского университета нашла косвенные свидетельства широкой распространённости каменных планет среди подобных Солнцу звёзд. Они изучили излучение пылевых дисков, окружающих подобные звёзды на ранних этапах их развития. Космический телескоп имени Лаймана Спитцера имеет возможность изучать пыль в нескольких диапазонах инфракрасного излучения. На коротких длинах волн излучает горячая пыль, расположенная вблизи звезды, на длинных – холодная, находящаяся дальше от светила. По мнению астрономов, избыток излучения на длине волны в 24 микрона является хорошим признаком присутствия пыли, из которой могут формироваться каменные планеты наподобие Земли.

Разбив выборку из 328 «солнцеподобных» звёзд с массами от 0,7 до 2,2 солнечных на шесть групп по возрасту, учёные построили зависимость частоты встречаемости инфракрасного избытка на волне 24 микрона от возраста. Как оказалось, для самых молодых звёзд избыток наблюдался гораздо чаще, чем для более старых. Например, для звёзд в возрасте от 3 до 10 миллионов лет частота составила 17%, для звёзд в возрасте от 300 миллионов лет до 1 миллиарда лет – лишь 4%, а у звёзд старше миллиарда лет избытка не удалось найти вовсе.

По мнению Мейера и его коллег, это отлично согласуется с моделями, предсказывающими быстрое (по масштабам времени жизни таких звёзд), за 10-100 миллионов лет, исчезновение пыли из-за её слипания в каменные планеты. Более того, изменение доли звёзд с инфракрасным избытком в спектре хорошо описывается теоретическими моделями. Работа учёных опубликована в последнем номере Astrophysical Journal Letters.

Если экстраполировать эмпирический закон, следующий из этих данных, на все солнцеподобные звёзды, получится, что не менее 20% светил должны рождаться с пылевыми дисками, из которых впоследствии формируются планеты, подобные нашей. А если учесть то, что скорость формирования планет из пыли должна, согласно теоретическим моделям, зависеть от массы звезды и самого пылевого диска, то эта доля превышает 60%.
  // «Газета.Ru»