Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

В «Гараже» открылась ретроспектива художницы Марины Абрамович

Ретроспектива «В присутствии художника» сербской художницы Марины Абрамович, которая уже 40 лет занимается искусством радикального перформанса и изучает возможности человеческого духа и тела, открылась в ЦСК «Гараж» в субботу. Лицам до 16 осматривать проект не рекомендуется, поскольку «выставка включает в себя видео с откровенными сценами, жестокими видеофрагментами и перформанс с участием обнаженных людей».

Чтобы пройти на выставку, придется преодолеть собственную стеснительность, протискиваясь через преграждающих путь обнаженных, стоящих друг напротив друга мужчину и женщину. Это один из четырех реконструированных для проекта перформансов Абрамович, который она со своим другом и партнером Улаем делала в болонской галерее Communale d'Arte Moderna в 1977-м году. Сейчас в реальном времени его показывают несколько из 47 отобранных и обученных художницей волонтеров.

Реконструированные перформансы куратор выставки Клаус Бизенбах поместил в так называемый «черный куб» — затемненный зал, подобный театральному. Его софиты то выхватывают из мрака то пару, соприкасающуюся указательными пальцами, то лежащих обнаженных женщин, накрытых скелетами или же словно парящую в воздухе нагую девушку с разведенными врозь руками и ногами, на самом деле сидящую на вмонтированном в стену велосипедном седле.

Далее следует «белый куб» — там, по сути, демонстрируется музейная ретроспектива: не живые перформансы, а задокументированные на фото и видео полсотни акций Абрамович, а также причастные к ним предметы. Например, недавно найденный фургон, в котором в 1970-е художница жила со своим возлюбленным и партнером Улаем или же 72 предмета из «Ритма 0», в том числе свечи, вата, цепи и помада. Воплощая это перформанс в 1974-м году, Абрамович предложила зрителям делать с ней все, что заблагорассудится с помощью этих вещей. Те вначале стеснялись, а потом искалечили и чуть было не убили ее из предложенного пистолета.

Перформансу 2010-го года «В присутствии художника» посвящен отдельный зал. На одной из его стен повесили экраны, которые показывают лица художницы и ее добровольных партнеров: в течение трех месяцев, пока шла ее выставка в нью-йоркском Музее современного искусства (MoMA), Абрамович буквально играла в гляделки с любым желающим. На московской ретроспективе эта акция получила свое продолжение в виде нейронаучного эксперимента под названием «Измерение магии взгляда». В течение следующей недели любой желающий по предварительной записи сможет вступить в визуальный контакт с Абрамович, а специальные датчики будут в этот момент снимать энцефалограмму мозга участников и выводить его 3D модель на экраны.

Проект «В присутствии художника» — последняя выставка, которая будет работать до 4 декабря в «Гараже» по прежнему адресу на улице Образцова. Летом центр должен продолжить свою деятельность на новом месте — в павильоне «Времена года» в ЦПКиО им. Горького.

Новости и материалы
Крупный пожар на базе отдыха на Кубани локализовали
На Украине назвали сроки победы над Россией
Минобороны получило новую партию минометов
В Британии объяснили срочный созыв генштаба ВСУ Зеленским
В Харькове произошли взрывы
Стоматолог предупредил, что будет, если не чистить зубы перед сном
Ракетную опасность отменили в Белгороде спустя 16 минут
В подконтрольном Киеву Херсоне произошел взрыв
В центре Тбилиси выросло число участников протестов против закона об иноагентах
Игру «Бостона» против «Торонто» назвали позором
Команду НХЛ сравнили с зомби
Путин приехал на пасхальную службу в храме Христа Спасителя
Бывший игрок «Зенита» оценил справедливость счета в матче с ЦСКА
В Белгороде запустили сирену ракетной опасности
В храме Христа Спасителя началась главная пасхальная служба
Названа самая удивительная серия первого раунда Кубка Стэнли
В Харькове произошла серия взрывов
В «Краснодаре» объяснили поражение «Ахмату»
Все новости