Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
Обмен товаров не для всех: H&M уличили в дискриминации покупателей

Против H&M в Швеции запущена проверка по подозрению в расовой дискриминации

Прослушать новость
Остановить прослушивание
Журналистское расследование шведской газеты выявило случаи расовой дискриминации в магазинах крупной сети H&M: репортеры обнаружили, что там не оказывают темнокожим клиентам тех же услуг, что и белым. По этому поводу офис омбудсмена страны по вопросам равноправия запустил проверку: если информация подтвердится, ритейлеру грозят административное преследование и, возможно, штраф. В этом году в H&M уже во второй раз разгорается расистский скандал — первый удалось замять, уволив провинившихся сотрудников.

Шведскому гиганту масс-маркета H&M грозят штрафные санкции: в отношении него запустили проверку, заподозрив в расовой дискриминации по отношению к покупателям. Как сообщает Reuters, процедуру инициирует омбудсмен страны по вопросам равноправия, в задачи которого входит «бороться с дискриминацией по половому признаку, трансгендерной идентичности, этнического происхождения, религии и других убеждений, инвалидности, сексуальной ориентации и возраста», после публикации в газете Aftonbladet.

В ноябре Aftonbladet опубликовала итоги журналистского расследования, сделав вывод, что сотрудники магазина H&M проявляют расизм по отношению к своим покупателям. Издание опубликовало кадры, записанные скрытой камерой — на них видно, что женщине иностранного происхождения отказывают в обмене купленных товаров без чека.

Репортеру газеты шведского происхождения, между тем, не было отказано в возврате товара. И это был не единственный эпизод проявления расистского отношения: «Около 10 бывших и нынешних сотрудников H&M в Швеции рассказали, что им известны случаи, когда люди другого этнического происхождения оказывались в невыгодном положении по вопросу обмену товара», — пишет издание.

В среду, 9 декабря, как сообщает Reuters, и началась проверка «сообщений о том, что компания несправедливо обращается с людьми другой национальности и ставит их в невыгодное положение, в том числе и требует чек при возврате товара, что нарушает политику данной компании''.

Тем временем представитель H&M отреагировал на информацию о проверке: «Само собой разумеется, что ко всем клиентам мы относимся одинаково, и мы очень серьезно к там обвинениям», — цитирует его Reuters.

Накладывать штрафные санкции омбудсмен права не имеет, однако может инициировать возбуждение дела, если придет к выводу, что компания H&M нарушила Шведский акт о дискриминации. Штраф за несоблюдение этого закона составляет обычно от 1700 до 13000 евро, в зависимости от обстоятельств.

Если в конечном итоге на компанию будут наложены санкции, то за 2020 год это станет уже вторым случаем, когда ритейлеру придется выплачивать штраф. Недавно H&M, которым, помимо одноименного бренда принадлежат также COS, Arket и &Other stories, оштрафовали на сумму $41,5 млн после того, как выяснилось, что в Германии за сотрудниками компании было установлено пристальное наблюдение, расцененное как вмешательство в частную жизнь.

В октябре 2020 года Гамбургская комиссия по защите данных обнаружила, что шведский гигант масс-маркета следил за несколькими сотнями сотрудников в своем сервисном центре в Нюрнберге — о них собирали подробную информацию. Это происходило в 2014 году — однако известно стало лишь год назад. Оказалось, что после отсутствия во время отпуска или по причине болезни руководители контрольных групп H&M проводили ''приветственные переговоры» со своими сотрудниками. В ходе этих разговоров во многих случаях были записаны не только конкретные впечатления от отпуска, но и симптомы заболеваний и диагнозы сотрудников.

В августе этого H&M уже оказывались в центре расистского скандала — однако тогда речь шла о поведении сотрудников внутри компании, и в итоге она просто уволила провинившихся.

Тогда оказалось, что во внутренних документах для одной из моделей шляп &Other Stories использовалось оскорбительное расистское обозначение — об этом рассказали CNN Business. Какое именно слово было написано в списке аксессуаров, предназначенных к продаже осенью и зимой, не уточняется.

Компания принесла публичные извинения в связи с инцидентом. «С глубоким сожалением мы выяснили, что в одном из наших брендов, &Other Stories, использовались расистские оскорбления для внутреннего описания продуктов, — сказала тогда Reuters представительница компании Ульрика Исакссон. — Мы воспринимаем использование оскорблений на расовой почве очень серьезно. Пока идут внутренние и внешние расследования, мы уволили всю команду менеджеров, ответственных за эту область нашей деятельности».

Сколько именно работников были принуждены покинуть компанию, не уточнялось.