Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Как российские туристы оказались в заложниках

Что делать пассажирам разорившейся авиакомпании

Около 100 тысяч россиян оказались заложниками кризиса на туристическом рынке: одна из крупнейших чартерных компаний страны «ВИМ-Авиа» прекратила полеты. Что делать отдыхающим, к кому обращаться за компенсацией, можно ли было избежать этих проблем, — разбиралась «Газета.Ru».

Авиакомпания «ВИМ-Авиа» прекратила полеты всех чартерных рейсов. В трудном положении оказались пассажиры, которые уже купили билеты на рейсы чартера и теперь не знают, что делать с планами на отпуск или как возвращаться в Россию, если они уже улетели.

Ассоциация туроператоров уже обратилась к российскому правительству с просьбой помочь туроператорам и не допустить кризиса на туристическом рынке.

«По предварительной оценке, авиакомпания до конца летнего сезона взяла на себя обязательства перевезти около 200 тысяч пассажиров – в том числе порядка 100 тысяч российских туристов, которые запланировали отдых в России и за рубежом», — говорится в обращении АТОР, опубликованном на сайте организации. Российские туроператоры не смогут вернуть в Россию такое количество туристов самостоятельно, — отмечается в обращении. Дело в том, что туроператоры уже оплатили все чартерные программы до конца сезона и не могут еще раз оплатить другие рейсы для своих клиентов — на это потребуется около $10 млн.

Пока туроператоры и авиационные регуляторы решают, что делать с неспособной выполнять свои обязательства компанией, туристов интересует, что делать с испорченным отдыхом и порушившимися планами.

В самой «ВИМ-Авиа» могут только разводить руками.

«Прошу прощения — я лично, как топ-менеджер — у пассажиров, купивших билеты на чартеры и запланировавших свои отпуска, — заявил накануне совладелец авиакомпании Рашид Мурсекаев в эфире «России-24».

Надо сказать, что тревожные признаки того, что в авиакомпании не все гладко, появились еще в июне — уже тогда в практику в авиакомпании вошли массовые задержки рейсов, после чего на две недели чартерная программа была сокращена — именно для того, чтобы стабилизировать расписание. С 1 по 15 июня туроператоры были вынуждены искать альтернативные возможности для перевозки пассажиров, уже улетевших в Сочи, Бургас и Анталию из разных городов России или только собиравшихся это сделать.

Тогда, в июне, туристам, которые приобрели билеты на рейсы, запланированные на срок с 1 по 15 июня и в результате отмененные, советовали держать связь со своим турагентом и туроператорам и уверяли, что несмотря на то, что для деятелей туристической индустрии эта ситуация оказалась такой же неожиданной, как и самих пассажиров,

туроператоры найдут возможность пересадить их на другие рейсы или приобрести билет самостоятельно, обратившись впоследствии за возмещением к представителям «ВИМ-Авиа». Предполагалось, что им могут и перенести даты тура.

Тем же, кто покупал билеты авиакомпании в авиакассах или в онлайн-компаниях, предлагалось обращаться за решением вопроса по месту покупки. Так, согласно «Вестнику АТОР», «31 мая туроператору «НТК Интурист» пришлось искать емкости для перевозки в Анталью 280 туристов из Санкт-Петербурга.

В компании пояснили, что свободных самолетов аналогичной емкости на рынке сейчас нет, поэтому туристы были поделены на три группы и полетели в Анталью тремя рейсами авиакомпании «Саратовские авиалинии» 31 мая и 1 июня». В «Интуристе» изданию Ассоциации туроператоров сообщили, что компания планирует компенсировать туристам потерянные сутки отдыха. «Тем туристам, которые будут заселяться в отель на следующие сутки после плановой даты начала тура, будет возвращена стоимость проживания потерянных суток», — пояснили «Вестнику АТОР».

Однако сейчас туроператоры столкнулись с куда более серьезной проблемой — и уже не смогут возместить ущерб или найти альтернативные варианты перелетов для 100 тысяч пассажиров.

Что же делать самим пассажирам? Правильный ответ по-прежнему один — только ждать. «Рецептов решения вопроса для самих пассажиров нет, — прокомментировал сложившуюся ситуацию «Газете.Ru» Дмитрий Черняков, директор туристического агентства «Клеон-тур». — Сейчас разрешением ситуации будут заниматься Ростуризм и Росавиация, а туристам остается только покупать билет за свой счет и в дальнейшем требовать возмещения от авиакомпании. Но учитывая, что «ВИМ-Авиа» — банкроты, просить компенсации попросту не у кого».

Единственное, что можно было сделать — еще до покупки тура — обратить внимание на положение авиакомпании. В частности, на сообщения о массовых задержках и отмене июньский рейсов. Однако и это не всегда работает в случаях с другими компаниями — если вспомнить историю банкротства «Трансаэро» в 2015 году, то тогда сообщений о проблемах перевозчика нигде не было.

«Билеты «ВИМ-Авиа» до сих пор стоят на сайтах некоторых туроператоров, — продолжает Дмитрий Черняков. — Туристы оказались заложниками этой ситуации, все, что им предлагают, — это ждать».

Вопрос, кто будет теперь вывозить россиян, застрявших на курортах Турции и Болгарии, куда их отправил разорившийся перевозчик, теперь будут решать государственные компании. При этом в цену тура, которую туристы заплатили, не входит страховка от неисполнения обязательств авиакомпанией. Вернувшись домой, они должны будут предъявить претензии своему турагенту, который направит их туроператору, а он, в свою очередь, будет обращаться непосредственно к компании.

Однако, по словам Дмитрия Чернякова, когда в 2014 году с рынка стали уходить туроператоры и авиакомпании, никто никакой компенсации за испорченный отдых так и не получил. «Сейчас вся эта ситуация — головная боль для других авиакомпаний», — подытожил он. Оперативные комментарии от представителей других туроператоров «Газете.Ru» получить пока не удалось.

Новости и материалы
Названа неожиданная локация, где россияне собрались проводить майские
«Вашингтон» Овечкина потерпел третье подряд поражение от «Рейнджерс» Панарина
Маск обратился к Белому дому по поводу Украины
Булыкин одним словом оценил игру ЦСКА со «Спартаком»
Стало известно, почему ВСУ отказались от использования Abrams на фронте
Стало известно, сколько стоит пожарить шашлык на майских праздниках
Россиян предупредили о возможных нарушениях при готовке шашлыков
В России заявили, что США перешли рамки дозволенного
На Западе рассказали, как осуществляются платежи России в Китай
В трех штатах США проходят мощные торнадо
В Туле представили ретранслятор для FPV-дронов с неограниченной дальностью
В Минздраве рассказали о реакции пациентов на препарат от болезни Бехтерева
В США ликвидировали первый потерпевший крах в этом году банк
Зеленский назвал дедлайн для Украины
Ученые выяснили, что подъем по лестнице существенно продлевает жизнь
Психолог объяснил, почему до 14 лет стоит ограничить ребенка в смартфоне
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА
Россиянам рассказали о наилучшем соотношении шашлыка и овощей
Все новости