Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Советское прошлое завоевало Америку

Как дизайнер грузинского происхождения покорил Америку

В Нью-Йорке готовятся к вручению «Оскара» в мире моды — премии Совета модельеров Америки, которую вручают дизайнерам, оказывающим самое серьезное влияние на процессы, происходящие в индустрии. «Газета.Ru» — о том, как опыт жизни на обломках Советского Союза помог Демне Гвасалии, дизайнеру грузинского происхождения, стать самым влиятельным модельером мирового масштаба.

Каждый июнь международное сообщество моды чествует самых ярких представителей американской модной индустрии на CFDA Fashion Awards. CFDA — это Совет модельеров Америки, основанный в 1962 году, сегодня в его состав входят более 500 дизайнеров и производителей одежды, обуви и аксессуаров, определяющих моду США. Появившаяся в 1981 году премия CFDA стала высшей наградой в мире моды, подтверждающей уникальность индивидуального творческого видения, стиля и достижений дизайнера, а также ценность его вклада в американскую моду и журналистику.

Сегодня CFDA возглавляет знаменитый модельер Диана фон Фюрстенберг. Основательницей совета была Элеонора Ламберт, выдающийся публицист, работавшая в сфере дизайна в середине XX века. Сконцентрировав общественное внимание на дизайнерах, а не на дизайне, как это было раньше, она вывела американскую моду на новый уровень. Ее скульптуры, модные эскизы и репортажи помогли сделать блестящую карьеру: до основания CFDA Элеонора была директором пресс-службы Whitney Museum of American Art и New York Dress Institute. Без нее не обходилось ни одно светское мероприятие: шоу Battle of Versailles, состоявшееся в 1973 году, именно благодаря Ламберт вывело американскую моду на мировую арену. В течение многих лет Элеонора собирала в совет лучших представителей американской моды и дизайна, оказавших внушительный вклад в его развитие. В 1988 году она получила награду CFDA Lifetime Achievement и премию CFDA Industry Tribute — спустя еще пять лет. Элеонора Ламберт умерла в 2003 году в возрасте 100 лет.

CFDA без Элеоноры нисколько не потерял своей влиятельности, а только многократно повысил свой авторитет в мире моды и дизайна.

Сейчас CFDA — это не просто ежегодная премия: организация занимается выпуском календаря моды и контролирует проведение Недели моды в Нью-Йорке.

Накопленные средства CFDA направляет на благотворительность и многочисленные стипендии молодым талантам.

CFDA Fashion Awards в 2017 году состоится 5 июня в Hammerstein Ballroom — здании, построенном в 1906 году бизнесменом Оскаром Хаммерштейном для Манхэттенского оперного театра Нью-Йорка. В этот раз CFDA ввел объединенную премию Swarovski Award для самого успешного дебютанта среди модельеров. Кроме того, совет добавил еще одну награду от Swarovski для прогрессивных дизайнеров, творчество которых оказывает положительное влияние на индустрию моды США и американское общество в целом.

Победителя в каждой номинации выбирает сам совет. Все номинанты и получатели почетных наград ратифицируются CFDA: совет выбирает дизайнера года в категориях «Женская одежда», «Мужская одежда» и «Аксессуары», а также лучшего дебютанта среди всех категорий специально от Swarovski. Их имена мы узнаем только после вручения наград. А вот кто получил премии в других номинациях — уже известно.

Обладателем международной премии объявлен Демна Гвасалия, сооснователь бренда Vetements и креативный директор Balenciaga. Узнаваемые во всем мире «силуэты без силуэта», внезапно ворвавшиеся в мировую моду, принесли модельеру ошеломляющий успех.

Теперь самые влиятельные голливудские звезды носят худи от Гвасалии на одних плечах с сумочкой Chanel.

С приходом Демны в Balenciaga о новых коллекциях бренда начали сыпаться противоречивые отзывы: пока журналисты и блогеры восторгались обновленной концепцией стиля, консервативные критики воротили нос и упрекали дизайнера в потере утонченности Balenciaga. Но тем не менее вещи новых коллекций продолжают расходиться как горячие пирожки, не доживая до сейла.

Создавая одежду для уличных модников, Гвасалия разрушил стереотипы о высокой моде. В интервью для издания i-D UK Демна признается, что во многом на его творчество повлияли его грузинские корни. Как оказалась, любовь к оверсайз-формату исходит еще из детства: все вещи в гардеробе будущего дизайнера были, как и у каждого советского ребенка, что называется, на вырост. «Я думаю, именно с этим связано мое пристрастие к такому виду пропорций и форм», — рассказывает Гвасалия. Модельера нередко вдохновляют знакомые всем предметы из Советского Союза, такие как скатерть из клеенки, лежавшая на каждом втором столе во времена СССР, в том числе и у бабушки Демны.

В том же интервью Демна заявил, что для него Восточная Европа уже исчерпала себя, как и эстетика андерграунда. «Хочется оттолкнуться от всего этого и двигаться дальше, используя новые приемы и не изменяя при этом своему творческому подходу, который является скорее аналитическим: мы наблюдаем за реальными людьми, за тем, что и почему они носят», — поясняет Гвасалия.

А пока что мешковатые вещи, пропитанные духом Советского Союза и современным уличным шиком, продолжают пользоваться бешеным спросом как среди звезд мировой величины, так и среди отечественных светских персон.

Свитшотами от Демны не брезгуют ни Канье Уэст, ни Земфира (признана в РФ иностранным агентом), а Ксения Собчак в своем Instagram (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена) хвастается кроссовками Vetements, принт которых напоминает детские каракули маркерами. Этот стиль, еще пару лет назад казавшийся «инородным телом» в мире высокой моды, уже вскармливает новое поколение модников. На некоторые вещи от Демны и его брата Гурама в России устраивается настоящая охота: в одном из московских магазинов, например, получить право на покупку плаща Vetements можно было только после покупки вещей на определенную сумму.

На фоне всего этого ажиотажа Демна Гвасалия сделал недавно еще один революционный шаг: 2 июня стало известно, что он отказывается от модных показов в классическом понимании. «Мне стало скучно. Я думаю, пора открыть новую главу. Модные показы — не лучший инструмент. Мы устраивали шоу в секс-клубе, ресторане, церкви. Мне опережали сезон, показывали мужскую и женскую коллекции одновременно. Это стало повторяющимся и выматывающим действием. Мы будем устраивать что-то, когда будет время и необходимость в этом. Это будет скорее сюрприз» — так он прокомментировал свое решение журналу Vogue по телефону из Цюриха.

Что думаешь?
Загрузка