Кино в бумажном стаканчике

«Экочашка», международный «зеленый» фестиваль документального кино, пройдет в Москве c 27 февраля по 2 марта

Где искать реку в городе, почему безработные становятся защитниками планеты, как живут в городе-музее, откуда берется снег в Альпах, что делать без нефти — с 27 февраля по 2 марта на эти вопросы ответит международный фестиваль «зеленого» документального кино «Экочашка».

В сфере «зеленого» подхода к жизни человека — не только бумажные стаканчики, практичные хозяйственные сумки и мебель из вторсырья. Люди, озабоченные экологическим состоянием окружающего мира, успешно «озеленяют» и культуру. Так, к примеру, во всем мире достаточно распространены регулярные фестивали экокино, на которых можно увидеть документальные, игровые ленты, мультфильмы о проблемах экологии. Такой смотр есть и в России — с 2010 года в различных городах (но чаще в Москве) проходит Международный фестиваль «зеленого» документального кино «Экочашка», который показывает фильмы разных режиссеров и на разные темы, но обязательно про то, как людям жить дальше на планете Земля.

«Мы ищем фильмы, которые будет интересно показать и обсудить в России, фильмы новые, яркие, необычные, которые могут изменить все стереотипы о том, что такое экологическое кино», — рассказала «Газете.Ru» основательница «Экочашки» Анастасия Лаукканен. Главное, по ее мнению, чтобы кинофильмы предлагали какое-то решение:

«Это, наверное, самое главное для меня, чтобы после фестиваля хотелось встать и делать».

Организаторы фестиваля «Экочашка» — сплошь энтузиасты. На вопрос, как выглядят люди, которых волнуют вопросы экологии, Анастасия отвечает, что они такие же, как все, но с глобальным чувством ответственности: «Вот я бросила бутылку в море. И одновременно это сделали 7 млрд человек. Мне вот не по себе от этого. А вот я выключила свет в офисе ночью, и все офисы в городе тоже выключили свет, и энергии ушло в тысячу раз меньше».

Впрочем, организаторы фестиваля — не радикальные борцы с действительностью, а доброжелательные пропагандисты: чай зрителям предложат в бумажных стаканчиках, в кинозалах предусмотрительно поставят баки для разделения мусора, афиши напечатают на старых настенных календарях, а до кинотеатра порекомендуют добраться на метро или велосипеде.

Но главное, конечно, — это сама программа «Экочашки»: фильмы, которые заставляют задуматься, но не испугаться.

Страшилки тут не работают, объясняет Лаукканен: «Фильмы с ужасными пугающими кадрами того, как и где все плохо... Мне после таких фильмов хочется залезть под стол и никогда не вылезать». По мнению организатора фестиваля, положительный пример лучше. А если экофильм снят с юмором, то это вдвойне эффективней. Поэтому в программу «Экочашки» и входят позитивные фильмы, с большой порцией оптимизма и надежды.

Некоторые фестивальные киноленты показывают, как люди изменяют природу и природе. Так, канадский режиссер Кэролин Бакл в документальной истории «Потерянные реки» разыскивает реки, которые были для городов источником жизни, а потом ненужным географическим объектом: города росли, реки упаковывались в трубы и бетон, рождая легенды и городские мифы. Или вот пронзительная лента итальянки Росселлы Скриллачи «Границы моря» о жизни сицилийских рыбаков, которые борются с морем, за море и за свое право быть у моря, — светлая драма, разворачивающаяся в оттенках синего под ярким солнцем Средиземноморья.

Другие режиссеры обращаются к вопросу существования мира, где уже слишком много человека. В работе «Искупление» журналиста Джона Алперта (он за этот фильм номинировался на «Оскар») рассказывается о жизни нью-йоркских безработных, которые волей судеб и неосознанно вдруг оказались одними из самых ярых поборников «зеленого» образа жизни: их работа — сортировка мусора в поисках пластиковых бутылок и жестяных банок, которые можно сдать на утиль. Другая лента — «Венецианский синдром» Адреаса Пиклера — расскажет о том, как живут венецианцы в своем городе, поглощаемом историей, морем и главным образом — туристами.

Еще одна тема «зеленого» кино — что делать, когда уже все стало плохо.

Дэн Сусман в «Растущих городах» выискивает городских энтузиастов, разбивающих огороды и фермы на крышах высоток и в заброшенных промзонах. А Джон Вебстер в ленте «Рецепты для катастрофы» (она, к слову, была первым фильмом «Экочашки») попробовал прожить без вещей из нефтепродуктов.

Еще «Экочашка» предлагает целый дайджест экологических тем в программе короткометражного кино «Подождем дождя». В ней собраны мультфильмы и киноленты, размышляющие и иронизирующие, позитивные и рефлексивные — и все о том, что вообще-то каждому неплохо было бы задуматься о том, как он будет жить на Земле дальше. Ну а чтобы мы уже совсем убедились, что эко — это не просто приставка, а стиль жизни, в фестиваль включен фильм-концерт Aerosmith, которые показали свое лучшее шоу во время гастролей в Японии, едва пережившей природную и техногенную катастрофу на «Фукусиме», а также лента «Дорогой губернатор Куомо» — документальный рассказ о выступлении общественности против опасной технологии добычи газа, взволновавшей многих известных американцев.

Зрители уходят с фестиваля и правда в размышлениях и мыслях: стаканчик из-под кофе следует выбросить в бак для бумаги, использованные батарейки скорее сдать в специально предназначенное для них место, а до дома лучше дойти пешком, даже если он на окраине столицы. Такое воздействие на умы — деликатное, культурное — кажется эффективным: после «Экочашки» «зеленая» жизнь сложной не покажется.

Международный фестиваль «зеленого» документального кино «Экочашка» будет проходить в Москве с 27 февраля по 2 марта на базе Центра документального кино и антикафе «Циферблат».

Поделиться:
Новости и материалы
Все новости
Найдена ошибка?
Закрыть