Хорошим отцам ничего не мешает

Чем выше уровень тестостерона в организме мужчины, тем менее он склонен к проявлению отцовских чувств

То, как много времени мужчина склонен уделять воспитанию своего ребенка, находится в обратной зависимости от количества вырабатываемого в организме тестостерона, а также от объема яичек, выяснили американские ученые.

Родительский вклад — понятие эволюционной биологии, обозначающее любые затраты времени, сил и других ресурсов родителей, которые благоприятствуют потомству, при этом ограничивая возможность родителей улучшать свою приспособленность к окружающей среде. Согласно теории сэра Рональда Фишера, английского биолога-эволюциониста, родительский вклад в воспитание потомства со стороны отца и матери должен быть одинаковым.

Однако во второй половине XX века на Западе усилилась тенденция к уменьшению вклада мужчины в заботу о детях. Ученые задаются вопросом: почему отцы не хотят воспитывать потомство? Исследователи предложили следующую версию объяснения этого факта: высокий уровень тестостерона у мужчины провоцирует полигамность, если он женат — повышается вероятность развода. И наоборот,

пониженный тестостерон ослабляет либидо, уменьшает агрессивность. В результате мужчина начинает более эмоционально относиться к детям, возникает желание заниматься их воспитанием.

Группа американских ученых под руководством Дженнифер Маскаро из Университета Эмори (штат Атланта) провела исследования, направленные на выяснение достоверности этой теории. Ученые хотели выяснить, как проявление отцами заботы о детях коррелирует с уровнем тестостерона, а также с размером яичек (влияет в первую очередь на качество и количество вырабатываемой спермы). С полным отчетом о проделанной работе можно ознакомиться в журнале PNAS.

В исследовании приняли участие 70 мужчин в возрасте от 21 года до 55 лет (средний возраст составил 33 года). 65 из них состояли в браке (средняя продолжительность — 5,9 года), остальные жили вместе с избранницей около 2,3 года. У всех пар было от одного до четверых детей (в среднем — двое детей на семью), все дети находились в возрасте от года до двух лет.

Ученые задались целью проверить три гипотезы: во-первых,

уровень тестостерона и размер яичек находятся в обратной зависимости от вклада мужчины в воспитание детей,

во-вторых, нейронная активность в вентральной области покрышки (часть среднего мозга) в ответ на увиденную фотографию ребенка напрямую связана с проявлением отцовских чувств и, наконец, уровень тестостерона и размер яичек обратно взаимосвязаны с нейронной активностью, упомянутой выше.

Для оценки степени вклада отца в заботу о ребенке мужчины и их жены проходили тесты, состоящие из 24 вопросов. Участникам предлагалось оценить по 5-балльной шкале вопросы типа «Кто купает ребенка?», «Кто ходит с ребенком в поликлинику?», «Кто встает ночью, если ребенок заплачет?». Значение 1 соответствовало тому, что это делает мама, 5 — папа. Ответы внутри пары практически полностью соответствовали друг другу.

Нейронная активность в вентральной области покрышки — это реакция взрослых людей на такие явления, как плач ребенка или его фотография. Наиболее сильно она начинает проявляться у матерей в постнатальный период. Всем мужчинам — участникам исследования показывали три фотографии: их собственного ребенка, чужого ребенка и незнакомого взрослого, эмоции, изображенные на каждом фото, были одинаковы.

По итогам исследования первая и вторая гипотезы полностью подтвердились.

Чем более «мужественным» являлся отец, тем меньше времени он проводил с ребенком и, более того, тем меньше он проявлял желание делать это.

(Вопросы о том, хочет ли отец больше заботиться о детях, также были включены в опросник. Это делалось для того, чтобы исключить возможные неточности, связанные с повышением уровня тестостерона от стресса, под влиянием окружающей среды и т. д.)

Что касается второй гипотезы, действительно, чем более заботливым был мужчина, тем более яркий отклик давала его веретенообразная извилина на фото его ребенка. Третье предположение было подтверждено частично: размер яичек действительно находится в обратной зависимости от нейронной активности в вентральной области покрышки, а вот уровень тестостерона не показал четкой взаимосвязи между этими показателями.

Несмотря на достаточно четкие результаты, Дженнифер Маскаро уверена: исследования в этой области необходимо продолжать, так как в исследование могли вкрасться неточности, связанные с влиянием окружающей среды на физиологическое состояние мужчины.