Аденовирусы приходят от мартышек

Аденовирусом человек может заразиться от обезьян

Аденовирусы, как и вирусы гриппа, могут генетически изменяться и менять хозяина. Таким способом люди заразились тяжелым респираторным заболеванием от бабуинов и от мартышек тити.

К семейству патогенных вирусов, таких как вирусы гриппа, которые мутируя могут передаваться от животного к человеку, добавился еще один вид – аденовирусы. Об этом в своей статье, опубликованной в последнем номере журнала PLOS One, сообщили исследователи из Калифорнийского университета в Сан-Франциско.

Аденовирусы – небольшие безоболочечные вирусы, которые хорошо размножаются в организмах позвоночных. Попав в организм человека, они чаще всего вызывают симптомы острого респираторного заболевания, которое иногда протекает в тяжелой форме и в принципе может закончиться летальным исходом.

Долгое время считалось, что у каждого животного есть свой аденовирус, который от вида виду, а главное, человеку передаваться не может.

Но эта почти догма пошатнулась в 2009 году, когда в Калифорнийском национальном центре исследования приматов в колонии прыгучих обезьян тити-маска (Callicebus cupreus) разразилась вспышка аденовирусной инфекции. Из 65 обезьян, находящихся в одном помещении, 23 подхватили жесточайшую простуду, причем 19 заболевших умерли. Было замечено, что в то же самое время исследователь, плотно работавший с ними, а также его родственник слегли с тяжелым ОРЗ, от которого избавились только через четыре недели; в их крови были обнаружены антитела против аденовирусов.

Чарльз Чиу, ведущий автор статьи в PLOS One, уже тогда заподозрил, что заболевший ученый заразился от обезьян, а потом заразил и члена своей семьи.

Исследования его группы подтвердили, что болезнь и у обезьян, и у людей вызвал один и тот же аденовирус, только новый, ранее неизвестный.

Сюрприз заключался в том, что патогенные вирусы, передающиеся от вида виду, до сих пор относились исключительно к вирусам, содержащим в себе молекулы РНК. При копировании генетического материала у таких вирусов происходит множество мутаций, которые могут привести к тому, что вирус становится патогенным не только для своего хозяина, но и для других. Аденовирусы относятся к вирусам, содержащим ДНК, и в них гораздо реже возникают серьезные мутации. Считалось, что они просто неспособны перерождаться настолько, чтобы поменять хозяина.

Но есть еще один механизм, говорит Чиу, – не мутации, а рекомбинация, когда ДНК двух генетически разных вирусов обмениваются участками. Секвенирование найденного в 2009 году аденовируса (его назвали TMAdV, titi monkey adenovirus) показало, что его гены лишь на 57% идентичны генам других вирусов.

В своем новом исследовании ученые заразили вирусом TMAdV трех мартышек. У всех трех тут же появились симптомы простуды средней тяжести, все выздоровели, а в крови у них появились соответствующие антитела. Далее ученые взяли образцы крови у случайно выбранных 81 взрослых людей, и у двух из них были обнаружены антитела, нейтрализующие вирус TMAdV.

Иначе говоря, вирус может жить и в людях, и в обезьянах. Человек может заразиться им от обезьяны, а потом заражать других людей.

Где рождается этот вирус, пока неясно. По словам Чиу, обезьянки тити вряд ли могут быть его основным резервуаром, уж слишком высока их смертность от контакта с TMAdV.

Группа Чиу напоминает схожий случай с бабуинами, происшедший в 1997 году. Тогда в колонии бабуинов девять обезьян заболели чем-то похожим на ОРЗ, и две из них погибли. В это же самое время несколько служащих обезьянника слегли с симптомами ОРЗ. В прошлом году, перепроверяя оставшиеся с тех времен образцы, Чиу с коллегами выделили еще один новый аденовирус, который назвали «обезьяньим аденовирусом С». И, так же как в первом случае, они обнаружили антитела, нацеленные на этот аденовирус, в образцах крови заболевших служащих.

По мнению Чиу, оба этих эпизода практически идентичны – каждый раз новые патогенные аденовирусы возникали в крови обезьян в результате рекомбинации двух вирусов, и каждый раз они заражали людей.

«Наше исследование, — говорит Чиу, — поднимает множество вопросов об еще неизвестных вирусах, которые могут передаваться людям через животных. Мы далеки от понимания того, какие вирусы существуют в мире и насколько они способны вызывать вспышки заболеваний среди людей».