Птичий грипп передаётся в контакте

Первое подробное исследование вируса гриппа H7N9 опубликовано в Science

Китайский вирус гриппа H7N9 способен эффективно передаваться при тесном контакте. Ученые провели опыты на животных в рамках первого комплексного исследования вируса.

Команда китайских и канадских специалистов изучила передачу между млекопитающими вируса птичьего гриппа H7N9, того самого, от которого в Китае заболели 130 человек, 36 из которых умерли. Медики опасаются, что вирус может привести к новой пандемии, хотя пока необходимого для этого условия – непосредственной передачи вируса от человека к человеку — зафиксировано не было. Все заболевшие имели контакт с домашней птицей.

Исследование было проведено в Китае, в Университете Шаньтоу, с участием специалистов из Университетской сети здравоохранения (University Health Network), включающей несколько медицинских учреждений. Его результаты опубликованы в пятницу в срочном порядке в журнале Science.

«Эта работа была сделана специально для того, чтобы найти ключи к передаче вируса, поражающего людей в Китае, — сказал Дэвид Кельвин, руководитель исследования, профессор Публичного исследовательского университета в Торонто. — Она показала, что вирус H7N9 в его существующей форме может передаваться между млекопитающими при тесном контакте, но не может эффективно распространяться по воздуху».

Чтобы изучить пути передачи вируса, ученые поставили очень простой эксперимент на хорьках.

Хорьки ранее были выбраны исследователями как оптимальная модель передачи вируса гриппа в популяции млекопитающих, было доказано, что ее результаты можно экстраполировать на человека.

Хорьков заражали вирусом, выделенным из крови людей, умерших от «птичьего гриппа», вызванного вирусом H7N9. Шести хорькам в нос закапали суспензию вируса. На следующий день трех здоровых хорьков поместили в одну клетку с зараженными животными, а других трех здоровых хорьков посадили в другую клетку, поблизости. В результате все животные, сидевшие вместе с носителями инфекции, подхватили вирус, а среди трех хорьков в другой клетке заразился один. Вирус исследователи обнаружили в выделениях из носа хорьков примерно за сутки до того, как у животных появились явные признаки болезни. Кстати, все хорьки болели умеренно: дело ограничивалось соплями, чиханием, кашлем и общей вялостью, но ни один не умер и не заболел серьезно.

Из этого простого эксперимента, несмотря на явно недостаточную статистику, ученые сделали определенные выводы.

Во-первых, вирус H7N9 эффективно передается между млекопитающими, а значит, и между людьми, при тесном контакте и гораздо слабее — по воздуху. Во-вторых, если у человека нет явных симптомов заболевания, это не означает, что он не заражен.

«Наши результаты указывают на то, что риск заражения высок для медицинских работников, которые находятся в тесном контакте с больными, — подчеркивает Кельвин. — Что касается передачи вируса по воздуху, то, как показала модель на животных, она маловероятна. То же самое относится и к людям».

Ученые проанализировали органы инфицированных хорьков и обнаружили вирусную РНК в верхних и нижних дыхательных путях, а также в лимфатических узлах и мозге.

На следующей стадии вирус H7N9 испытали на свиньях. Специалисты считают, что в естественных условиях свиньи служат резервуаром для смешивания различных штаммов вируса гриппа млекопитающих и птиц и в результате птичий вирус приобретает способность заражать человека. Новый штамм, получившийся при таком комбинировании, может иметь пандемический потенциал. Однако в данном эксперименте свиньи, которых ученые заразили вирусом H7N9, в отличие от хорьков не передавали его здоровым животным ни по воздуху, ни при тесном контакте.

Напомним, что вирус гриппа H7N9, который выделили из организма заболевших людей в Китае, получил такое наименование по типу основных антигенов — белков вирусной оболочки, гемагглютинина типа 7 и нейраминидазы типа 9.