Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

От врачей по регионам пойдут «дыры»

Дефицит региональных бюджетов вырастет с 50 млрд рублей в 2013 году до 1,8 трлн рублей в 2018 году

Екатерина Карпенко 20.11.2012, 20:20
Обязательства по повышению зарплат врачам увеличат «дыру» в региональных бюджетах в 36... ИТАР-ТАСС
Обязательства по повышению зарплат врачам увеличат «дыру» в региональных бюджетах в 36 раз

Обязательства по повышению зарплат учителям и врачам увеличат «дыру» в региональных бюджетах в 36 раз за пять лет — в 2018 году дефицит достигнет почти 2 трлн рублей. Такой прогноз сделал замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач. Регионам придется или наращивать долги, или вводить новые налоги. Покрыть текущие расходы кредитами и даже новыми налогами невозможно, говорят эксперты.

Дефицит региональных бюджетов вырастет с 50 млрд рублей в 2013 году до 1,8 трлн рублей в 2018 году, заявил замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач на встрече с представителями законодательной власти российских регионов. По его словам, в 2015 году дефицит достигнет 330 млрд рублей.

В значительной степени рост показателя объясняется увеличением социальных обязательств, в том числе повышением зарплат врачам и учителям. Целевые ориентиры были зафиксированы в предвыборных статьях Владимира Путина, а затем в его майских указах.

В частности, в 2012 году учителя должны получать зарплаты на уровне средних по региону, в 2013 году до этого показателя должны дойти зарплаты воспитателей детских садов. В 2018 году не ниже средней по региону зарплаты должны получать преподаватели ПТУ и учреждений культуры.

Для врачей, научных сотрудников и преподавателей университетов эта планка вдвое выше.

Кроме того, майскими указами на регионы возложены и другие обязательства: в частности, по переподготовке медицинских кадров и поддержке врачей дефицитных специальностей.

По расчетам Минфина, в 2013–2015 годах на исполнение указаний Путина федеральный бюджет потратит 1,145 трлн рублей. Регионам надо изыскать еще 1,38 трлн рублей.

Регионам «по-любому придется залезать в долги», цитирует «Интерфакс» слова Клепача. Центр столкнется с необходимостью пролонгировать федеральные кредиты, кроме того, регионы будут вынуждены привлекать деньги на рынке. Для частичного покрытия дефицитов бюджета Клепач считает целесообразным также введение новых налогов, «как бы это ни было неприятно». Это мог бы быть налог с оборота розничных продаж, считает экономист. Он оговорился, что это его личное мнение, ведомство никаких предложений не выдвигало.

Налоговые поступления в январе--сентябре 2012 года обеспечили 57% доходов региональных бюджетов: 9,524 трлн рублей из 16,685 трлн рублей.

По мнению Клепача, чтобы модернизировать здравоохранение и образование, федеральным властям также надо смягчить бюджетную политику. В частности, потребуется изменение бюджетного правила, согласно которому нефтегазовые сверхдоходы не тратятся, а скапливаются в резервном фонде. Также центру нужно отказаться от бездефицитного федерального бюджета.

В Минфине на возможности регионов смотрят оптимистичнее. В ведомстве подсчитали, что в 2013 году доходы регионов вырастут на 1 трлн рублей, в 2014 году – на 800 млрд, в 2015 году – на более чем 1 трлн рублей. В федеральном бюджете также заложено около 400 млрд рублей на помощь в реализации президентских указов.

Но сенаторы в ходе обсуждения проекта бюджета на 2013–2015 годы говорили о «чрезвычайной долговой нагрузке и даже выдвигали идею списания части антикризисных долгов».

По данным на 1 августа, объем бюджетных кредитов регионам достиг 412,6 млрд рублей. В 20 регионах объем госдолга превышает 50% от доходов.

Компенсировать расходы регионам следовало бы федеральному центру, который инициировал повышение зарплат, полагает директор в департаменте международных региональных финансов Fitch Ratings Владимир Редькин. По его мнению, это могут быть целевые межбюджетные трансферты или дополнительные налоговые отчисления.

«Заимствования не станут решением этой проблемы, так как они обычно производятся для финансирования инвестпроектов, а не текущих расходов», — пояснил Редькин «Газете.Ru».

Эксперт отмечает сложность в доведении зарплат бюджетников до средней по экономике региона: неясен целевой показатель, от которого необходимо отталкиваться. Также нечетко установлены временные рамки повышения зарплат — необходимо ли это сделать уже в наступающем году или можно растянуть процесс до 2018 года. Кроме того, повышение зарплат учителям и медикам неизбежно повлечет рост средних зарплат в регионах, указывает Редькин. Но хотя тенденция к увеличению дефицита региональных бюджетов действительно есть, острого кризиса Fitch Ratings не ожидает, добавил эксперт.

В Экономической экспертной группе считают, что трудности регионов будут временными.

Наиболее острой ситуация в консолидированном бюджете будет в 2013–2014 годах, говорит гендиректор ЭЭГ Александр Андряков: «По нашим оценкам, объемы дефицитов регионов, которые будут иметь дефицитные бюджеты, за два года составят около 500 млрд. Это около 60 регионов». Но уже в 2015 году, по расчетам ЭЭГ, регионы должны выйти на положительные цифры.

Наложенные президентом обязательства «не такие уж большие», поясняет он: «Доля обязательств, заложенная в этих указах, значительна, но это менее половины всего, что регионы должны исполнять».

Но возможность регионов занимать, как и повышать налоги, эксперт оценивает скептически. Для этого важно, чтобы дефицит порождался не постоянными обязательствами, а инвестиционными проектами, которые реализуются на заемные деньги, поясняет он. «Что касается собираемости налогов, то она сильно зависит от экономического состояния региона, тогда как социальные обязательства – от социально-демографической структуры. В одном регионе налоги могут покрыть расходы, в другом их может не хватить», — говорит экономист.