Психолог объяснила, почему опасно строго контролировать успеваемость ребенка

Психолог Силина: сверхконтроль успеваемости ребенка чреват отказом от взросления

С окончанием школы участие родителей в вопросах выбора ребенка университета и успеваемости должно сокращаться. Если взрослые возьмут все на себя и будут принимать решения, тогда девушка или юноша еще долго будут оставаться детьми. Об этом «Газете.Ru» рассказала Ольга Силина, кандидат психологических наук, преподаватель Московского института психоанализа и автор курса «Психологические границы личности» на платформе «Академика».

Некоторые родители продолжают контролировать детей во время обучения в университете, беспокоятся за отметки и напоминают сесть за учебу. Однако контроль должен быть сбалансирован, заявила она.

«Не стоит строго контролировать успеваемость. Строгий надзор за успеваемостью студента может способствовать отказу от взросления и самостоятельности. Вместо контроля родителям стоит попробовать другую тактику: интересоваться время от времени общим состоянием ребенка, узнавать, как дела и что нового, нравится ли обучение», — добавила эксперт.

Если ребенок завалил экзамен, необходимо принять и поговорить. Несданная сессия — это не приговор. Родителю стоит спокойно и рационально реагировать. Необходимо проанализировать ситуацию и подумать, чем можно помочь и как поддержать ребенка, что нужно, чтобы он справился с пересдачей.

«Помогать ему увидеть большую картину. Когда у ребенка возникают учебные трудности, например, пересдача сессии, студента стоит поддержать и, возможно, чуть-чуть направить. Родителю важно спокойно и аргументированно донести, почему сессию нужно сдать и что руки опускать ни к чему», — подчеркнула психолог.

Ребенка также стоит подбадривать и стимулировать на достижения. Эмоциональная поддержка помогает настроиться на успех. При этом необязательно стимулировать ребенка материально, лучше использовать общение и приободрение. Полезны такие фразы: «Ты молодец, я верю, что у тебя все получится», «Я в тебя верю». При этом важно действительно проявлять доверие к тому, что ребенок справится.

«Каждое достижение стоит подмечать, ведь ребенок учится справляться с вызовами внешнего мира и вырабатывает стратегию будущего поведения. Родители могут чаще говорить, что гордятся сыном или дочерью. Также можно устраивать совместные активности: походы на прогулку или в кино, путешествия», — посоветовала она.

Психолог отметила, что успеваемость в вузе складывается не только из усвояемости материала. На результат влияют разные факторы: усердие, заинтересованность, добросовестность, уважение к дисциплине и преподавателю, а порой и везение. Возможно, на какой-то сессии студент сильно перенервничал или попал к особенно строгим преподавателям.

«Если плохая успеваемость имеет регулярный характер, это может говорить о том, что ребенку не очень интересно учиться. Возможно, его душа лежит к чему-то другому. В таком случае стоит спокойно и ненавязчиво обсудить планы и желания. И либо поддержать в том, что сессию всегда можно пересдать, либо поддержать с выбором другой специальности. Важно помнить, что каждый возрастной этап диктует свои задачи, в конкретный момент времени приходится по-разному выстраивать детско-родительское взаимодействие», — резюмировала Силина.

Ранее школьник пришел в полицию и пожаловался, что у него слишком много уроков.

Что думаешь?
Загрузка