На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Сериал «Преступление и наказание» закончился. Мы посмотрели его целиком, чтобы вам не пришлось

«Кинопоиск» показал финал сериала «Преступление и наказание»
На «Кинопоиске» вышел второй блок сериала Владимира Мирзоева «Преступление и наказание» по мотивам одноименного романа Достоевского. Кинокритик «Газеты.Ru» Павел Воронков посмотрел шоу целиком и остался при своем мнении: сварить настоящую кашу из топора у создателей не вышло.

В прошлый раз мы расстались на достаточно тревожной ноте туманности ближайшего будущего: «Кинопоиск» перенес премьеру сериала «Преступление и наказание» на неопределенный срок. Четыре дня спустя первые четыре эпизода все-таки вышли — кажется, без купюр (хронометраж выпущенных серий совпадает с копиями, заранее выданными журналистам), а остальные шесть выложили, как и планировалось изначально, 30 ноября. Что это было? Всей правды мы, вероятно, не узнаем, но цирк с релизом (он же «непростой марафон переносов») так и остался самой увлекательной стороной новой экранизации Достоевского.

За десять эпизодов из проекта не сумело сложиться целостного произведения — сериал режиссера Владимира Мирзоева («Топи»), кажется, всю дорогу был больше увлечен отталкиванием от романа, чем наращиванием собственной мускулатуры. Несколько неряшливых движений топорика — и вневременной текст Достоевского становится как бы отрублен от изначального хронотопа, куда его старательно погружал писатель, после чего оказывается переложен в реальность, оторванную от действительности. Эту реальность сам Мирзоев называет «территорией «вечной России» — она похожа на современную, но говорят там в основном архаизмами, а за убийство отправляют на каторгу — и проч. и проч.

Стоит признать, что многие из нас гораздо ближе, чем хотелось бы, знакомы с реальностью, оторванной от действительности, где искажается даже язык, на котором мы говорим. В этом смысле даже радикальный крен «Преступления и наказания» в сторону эксцентричной комедии можно счесть легитимным — ну, «Доктор Стрейнджлав» тоже ведь комедия. Редкие отголоски нашей вселенной — пара замечаний про людей, гибнущих под бомбами, — продираются сюда словно через пелену тревожного сна. И все же это разные миры — как в песне лидера «Аукцыона» Леонида Федорова, которая тут регулярно звучит: «Дверь спрятана в мире 134, здесь люди похожи на крем на зефире, мы здесь никого ни о чем не попросим, а спрячемся в мире 178».

Собственно, все десять серий «Преступления и наказания» как раз и решены в формате лихорадочного, болезненного, психоделического сна. Из-за этого сериал быстро начинает смахивать на того самого пьяного гостя вечеринки, который самозабвенно втирает тебе на ухо что-то обстоятельное, глубокомысленное — и совершенно непригодное для восприятия. Основная проблема здесь состоит в том, что шоу сыграно целиком на одной ноте, из-за чего происходящее полностью лишается какой-либо динамики. Оно и понятно: сон — не драматургическое произведение.

Во сне сознание нередко зацикливается на какой-нибудь пустяковой ерунде. Так и здесь. В первых сериях львиная доля хронометража отводится безбожно расширенной линии Дунечки (Любовь Аксенова) и Свидригайлова (Владислав Абашин). Список персонажей «Преступления и наказания», которые оказываются в постели Сони Мармеладовой (Диана Енакаева, позднее — Алена Михайлова), стремится к гомеровскому размаху. Даже монетки из кошелька Лужина (Никита Тарасов) в одной из сцен сыплются бесконечные 20 секунд.

Блуждая по неведомым дорожкам, сериал Мирзоева нередко сворачивает куда-то не туда: совершенно напрасным был отказ от закадровых монологов Раскольникова (Иван Янковский), как и решение закупорить липкий мрак, в романе газом расползающийся по улицам, в персонажа Бориса Хвошнянского — юнговскую Тень из «Братьев Карамазовых».

Ближе к финалу в «Преступлении и наказании» Мирзоева встречается единственный по-настоящему захватывающий эпизод (финальный раунд ментальной схватки Раскольникова и Порфирия Петровича, замечательно сыгранного Владимиром Мишуковым). Но затем активное использование романа Достоевского в качестве батута приводит к закономерному результату. «Я бы назвал это произведение не «Преступление и наказание», а «Преступление, наказание, воскресение», — говорил Мирзоев на премьерном показе. Что ж, в этой версии Раскольникову в воскресении, судя по всему, было отказано.

Дискутировать или даже перечить оригиналу — само по себе не преступление, и, напротив, похвальное даже дело. Однако авторское прочтение должно иметь какую-то внутреннюю логику, а этим добром у сериала Мирзоева поживиться не вышло. Тут можно даже пожать руку: роман Достоевского действительно бессмертный, но, как выясняется, не то чтобы неубиваемый. Впрочем, стоит позавидовать: десятичасовой сон — по нынешним меркам огромная роскошь.

Название: «Преступление и наказание»

Дата выхода: 2–30 ноября 2024 года

Продолжительность: 10 серий по 52 минуты

Режиссер: Владимир Мирзоев

В ролях: Иван Янковский, Борис Хвошнянский, Любовь Аксенова, Тихон Жизневский, Владимир Мишуков, Алена Михайлова, Диана Енакаева, Владислав Абашин, Юлия Снигирь, Никита Тарасов, Юлия Марченко

Что думаешь?
Загрузка
 
Российские фрилансеры заполонили кофейни. Могут ли заведения с этим бороться