Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Принцип работы — конфликт». Как Алов и Наумов 30 лет снимали великое кино

Режиссер Александр Алов родился 100 лет назад

26 сентября 2023 года исполнилось 100 лет со дня рождения режиссера Александра Алова. Около 30 лет он проработал в тандеме с Владимиром Наумовым — в титрах их фамилии стояли рядом и воспринимались как единое целое. Они сняли 11 фильмов, каждый из которых становился большим событием — «Бег», «Тегеран-43», «Берег», четырехсерийная «Легенда о Тиле» и другие. О совместном пути Алова и Наумова рассказывает «Газета.Ru».

Юность и война

Советский режиссер и сценарист Александр Алов родился 26 сентября 1923 года в Харькове. Его отец был ученым в области агрономии и почвоведения, а мать работала в библиотеке. В 1929-м семья переехала в Москву. После школы 18-летний Алов ушел на войну в составе 1-го особого кавалерийского полка на Западный фронт. Участвуя в обороне Москвы, он был контужен.

В декабре 1942 года Алов вернулся на фронт и до мая 1945-го воевал красноармейцем 210-го армейского запасного стрелкового полка. На войне он в том числе занимался организацией полковой самодеятельности. Алов участвовал в боях на Донском, Воронежском, Степном, 2-м и 3-м Украинских фронтах, участвовал в Сталинградской и Курской битвах, Белгородско-Харьковской операции и других крупных сражениях. В конце января 1945 года он получил ранение в голову осколком снаряда.

По словам его будущего коллеги Владимира Наумова, война закалила характер Алова, но нисколько его не ожесточила. Слова кинематографиста привела дочь Алова Любовь в книге «Алов и Наумов».

«Все фронтовые рассказы Алова, знавшего войну до косточек, были байками, очень смешными, порой грубоватыми. Видимо, подсознательно работало «вытеснение» — память стремилась отторгнуть трагическое, ведь постоянно жить в его власти невозможно», — говорил Наумов.

Однако военное прошлое засело внутри режиссера и серьезно повлияло на его здоровье в будущем.

Приход в кинематограф

После возвращения к мирной жизни Алов поступил во ВГИК в режиссерскую мастерскую Игоря Савченко. В разные годы учениками прославленного педагога были режиссеры Алексей Коренев («Большая перемена», «По семейным обстоятельствам»), Марлен Хуциев («Весна на Заречной улице», «Застава Ильича») и другие.

После выпуска из ВГИКа Алов познакомился с Наумовым — они помогали Савченко снимать фильм «Тарас Шевченко» (1951) на Киевской киностудии. Когда режиссер скоропостижно ушел из жизни, два его воспитанника заканчивали съемки ленты самостоятельно. В то время выходило менее 10 фильмов в год — Иосиф Сталин отсматривал все и передавал кинематографистам правки.

Интересно, что дружба и совместная карьера двух постановщиков началась с драки. Об этом Наумов вспоминал в интервью «Известиям».

«Помню настоящий творческий спор по так и не сделанному фильму «Сталевары». Алов считал, что он меня победил, но я доказал, что драка началась в его комнате, а закончилась на кухне, где Саша от меня дверь удерживал шваброй. Так кто кого победил?! А он мне ответил, что его миролюбие — это и есть победа», — рассказывал режиссер.

Они быстро помирились и последующие 30 лет шли рука об руку.

Тандем с Наумовым

Режиссеры были совершенно разными по характеру: взбалмошный и фонтанирующий идеями Наумов против спокойного и задумчивого Алова, который замечал и структурировал идеи товарища. Они рассказывали друг другу сны, сюжеты которых иногда попадали в сценарии фильмов, — и много спорили обо всем. Как вспоминал Наумов, двигателем их совместной деятельности были жаркие дискуссии на самые разные темы.

«Принцип нашей работы с Аловым — конфликт. Мы были люди очень разные: он воевал, у него бурная биография, а я пришел во ВГИК 16-летним. И вот когда мы, споря, обсуждали или репетировали эпизод, то получали объем! Один великий человек сказал: «Самое паршивое в искусстве — это плоское совпадение с самим собой». И если мы друг с другом не соглашались, возникало нечто принципиально новое, а от тех идей, по которым было совпадение, — отказывались», — сказал Наумов.

Одной из первых совместных работ режиссеров стал фильм «Тревожная молодость» о взрослении подростков во время Гражданской войны на Украине, снятый по трилогии Беляева «Старая крепость». Революционную тему они продолжили в «Павле Корчагине» с Василием Лановым в главной роли по роману Николая Островского «Как закалялась сталь». Третьим фильмом революционной серии режиссеров стал «Ветер», в котором дебютировал Александр Демьяненко («Иван Васильевич меняет профессию», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»). Причем Алов и Наумов разглядели в будущей звезде комедий Гайдая именно драматического актера.

В 1957 году Наумов и Алов сняли на студии «Мосфильм» военную драму «Мир входящему». Министр культуры Екатерина Фурцева возмутилась, что в фильме солдаты Великой Отечественной войны носят слишком потрепанные и засаленные одежды — и получила резкий ответ от фронтовика Алова:

«Вы-то видели эту шинель только с Мавзолея, а я протопал в ней четыре года и достоверно знаю, чем она пахнет, какова на ощупь и на вкус».

Несмотря на критику Фурцевой, фильм получил признание на родине и завоевал приз за лучшую режиссерскую работу и «Кубок Пазинетти» на XXII Венецианском кинофестивале.

В 1962-м режиссеры сняли киноальманах «Монета» из трех новелл. Их действие разворачивается в США во время Великой депрессии 1930-х годов. Несмотря на нестандартный для СССР формат, альманах вышел на советском телевидении, его посмотрели 4,5 млн человек.

Не все фильмы Алова и Наумова проходили цензуру: гротескная комедия «Скверный анекдот» по одноименному рассказу Федора Достоевского «легла на полку» на 20 лет и вышла на экраны лишь в 1987 году. Несмотря на запрет фильма, после него режиссеры сняли авантюрную картину «Бег» по пьесе Михаила Булгакова. Произведение считалось контрреволюционным, и спектакли по нему старались не ставить, — но режиссерам чудом удалось обойти цензуру.

Одним из самых успешных проектов Алова и Наумова стал детектив «Тегеран-43». Помимо отечественных звезд экрана — Натальи Белохвостиковой, Игоря Костолевского и Армена Джигарханяна — в картине снялись зарубежные артисты Ален Делон и Курд Юргенс. Режиссеры также сняли живописную четырехсерийную «Легенду о Тиле» по роману Шарля де Костера — и военную драму «Берег» по произведению Юрия Бондарева.

В 1963 году Наумов занял пост художественного руководителя созданного при киностудии творческого объединения писателей и киноработников. В том же году у Алова на съемках «Берега» в Риге случился сердечный приступ. Он не дожил несколько месяцев до своего 60-летия. Наумов тяжело переживал потерю товарища и снял о нем фильм «Алов». Через много лет он признался, что вместе с Аловым ушла «часть его самого».

«Все эти десятилетия я один вспоминаю о том пути, что мы прошли вдвоем. Мы были знакомы 38 лет, 33 из них были одним режиссером. Ровно столько же – 33 года – я работаю без Алова, но, несмотря на это, не удивляйтесь тому, что рассказ, который я веду от первого лица, часто будет сбиваться на «мы».

После ухода друга Наумов продолжил работать один. Среди его лент — детектив «Часы без стрелок», мелодрама «Джоконда на асфальте», детский фильм «Сказки Пушкина. Сказка о царе Салтане», созданный совместно с дочерью Натальей. Режиссер прожил 93 года — его не стало 29 ноября 2021 года.

Загрузка