Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Время»: фантастический триллер Шьямалана, от которого вы состаритесь почти на два часа

Рецензия на фильм «Время» М. Найта Шьямалана

Главная кинопремьера недели — фантастический фильм «Время», новая картина мастера триллеров М. Найта Шьямалана. По сюжету несколько семей оказываются на таинственном пляже, где время течет быстрее: полчаса здесь идут за год, в два дня укладывается целая жизнь. Кинокритик «Газеты.Ru» Павел Воронков рассказывает, что мешает этой ленте стать одной из лучших в карьере автора «Шестого чувства».

С М. Найтом Шьямаланом по-прежнему актуально давно выведенное правило: его или не любишь вовсе, или любишь беззаветно, просто с эпизодическими усилиями. «Время», экранизация причудливого швейцарского комикса «Замок из песка» про пляж, где клетки стареют в ускоренном режиме, как раз из таких. В процессе приходится бороться с раздражением, Шьямалан, разумеется, не идет зрителю навстречу — вернее, идет совсем не в тех местах, где на то рассчитываешь. В фильме хватает спорных решений. Тут довольно нелепый грим и CGI, тогда как операторская работа иногда сбивает с толку — Майк Гиулакис, уже снимавший для Шьямалана, а также Дэвида Роберта Митчелла и Джордана Пила, порой выбирает какие-то психопатические ракурсы, немного некстати берется за любимое панорамирование и еще почему-то стыдливо сторонится мясорубки. Но это, в сущности, пустяки; фундаментальная проблема у «Времени» всего одна.

Лента отчаянно стремится к реализму, тем самым вступая в конфликт с собственным содержанием. Те вещи, что функционировали в комиксном медиуме, способном позволить себе гораздо больше условности без ущерба погружению, здесь рассыпаются и развеиваются. Подобно телам на таинственном пляже, что успевают целиком разложиться за несколько часов. «Замок из песка» Фредерика Питерса и Пьера Оскара Леви (недавно, кстати, изданный на русском) избегал прямолинейности и оставался по-притчевому схематичным. В графической новелле даже не уточнялось, почему время движется иначе на злополучном берегу, — все ограничивалось теориями, предложенными самими героями. Из-за этого сюжет ощущался в первую очередь философским, нежели приключенческим. Его пронизывали метафоричность и абстрактность, и неспроста: сценарист комикса Леви, изначально будучи режиссером-документалистом, осознавал, что любая буквальность пойдет «Замку» только во вред.

На экране же история наливается дурашливым сайфаем и напряженным пафосом, в результате напоминая Шьямалановский кавер на Кристофера Нолана. Никаких самолетов во «Времени», по счастью, не взрывают, бюджет не того порядка, однако имеется обязательный плот-твист, подробно (и напрасно) разъясняющий природу и причины происходящего. Загвоздка в том, что для честного соседства с лентами Нолана фильму отчаянно не хватает мелкой изобретательности — хитрых визуализаций царящего хай-концепта. Вместо этого картина злоупотребляет одним-единственным приемом с ускоренным заживлением ран (однажды ему противореча), а в остальном тешится сомнительными каламбурами вроде призыва «не торопить время».

Это несколько фрустрирует, поскольку «Замок из песка» — материал, идеально подходящий автору «Знаков». Который по большому счету увлечен ровно двумя вещами: силами, значительно превосходящими человека в своей могущественности (и что, собственно, может быть могущественнее времени), а также неблагополучными семьями, так и просящимися под микроскоп. Совсем уж трепетно и нежно постановщик касается темы детства (вокруг нее вьется центральный нерв новой ленты), и для него самого это, похоже, больное место: начиная с «Шестого чувства» режиссер в трогательной манере включает в DVD-издания картин отрывки из своих подростковых упражнений на Super 8.

При этом «Время» нельзя назвать провалом. Тут мы, во-первых, возвращаемся к исходной позиции: работы Шьямалана (и реакции на них) в целом носят биполярный характер — противоречивые, дурацкие и гениальные, эти ленты либо глобально нравятся, либо глобально нет. Во-вторых, при всех попытках сделать обратное картина все-таки не убивает до конца изначальную притчу — и в финале оставляет по-настоящему гнетущее впечатление экзистенциального толка, довольно редкое для беллетристического кинематографа Шьямалана. В-третьих, с индустриальной точки зрения «Время» — это почти подвиг, совершенный не только под натиском коронавирусных ограничений (режиссер, вынужденно оказавшийся на передовой постковидного производства, за свой счет поселил всю съемочную группу в отеле, включая технический персонал), но и в тревогах сезона ураганов, что одолел побережье Доминиканской Республики осенью 2020 года. Ради этого, наверное, не так уж страшно немного состариться — в нашем случае это будет всего пара часов.

Новости и материалы
Блинкен полетит в Израиль после Китая
Россияне активно готовятся к походам на майские
Российского депутата подозревают в участии в нежелательной организации
Ученые выяснили, что дорожный шум вредит птенцам и яйцам
В Тегеране назвали виновных в терактах в Иране и России
В РФ спустили на воду учебный корабль для вертолетчиков
Педиатра, оскорбившую память российского солдата, арестовали
При разборе завалов дома в Токмаке нашли тело мужчины
Дума обсуждает запрет в области криптовалют
В РФ семьи с высоким доходом могут исключить из программы льготной ипотеки
Памятник советским солдатам сбросили с постамента в украинском Ровно
Школьница упала с лошади и очутилась в реанимации с разрывом почки
В Аргентине открыли новый вид проворных травоядных динозавров
Экспортную пошлину на золото могут обнулить
Петербуржец подстроил нападение на возлюбленную, чтобы ее впечатлить, но попал под суд
ВСУ обстреляли Белгородскую область
Эрдоган приедет в США в следующий раз
Ведущие пловцы мира готовят многомиллионный иск против WADA
Все новости