Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Бредущий по лезвию: «Аванпост» — нудный русский киберпанк

Рецензия на «Аванпост» — киберпанк-экшн от авторов «Гоголя» и «Чернобыля»

21 ноября в прокат выходит фильм «Аванпост» — фантастический боевик режиссера «Гоголя» Егора Баранова и сценариста «Чернобыля» Ильи Куликова. По сюжету большую часть планеты внезапно охватывает мрак, жизнь сохраняется только на небольшой территории в России. Теперь участникам военной спецгруппы необходимо выяснить, что произошло с жителями Земли. Главные роли в картине исполнили Алексей Чадов, Петр Федоров, Лукерья Ильяшенко и Светлана Иванова. Кинокритик «Газеты.Ru» Павел Воронков — о том, каким получился первый большой русский киберпанк.

Осторожно! В тексте содержатся спойлеры к фильму «Аванпост». Если вы по какой-то причине хотите его посмотреть и не желаете знать подробности сюжета, отложите чтение рецензии на потом.

Посреди счастливого киберпанковского будущего по всей Земле вырубает свет (в пресс-материалах упорно используется гениальная формулировка «что-то произошло»). Странный катаклизм обходит стороной только небольшое круглое пространство на территории России. Связи с остальным миром нет, на границах площади спешно возводят аванпосты, откуда в темноту отправляются разведгруппы — и пропадают с концами. Вслед за ними выдвигаются новые отряды: в одном из них оказываются контрактник Олег (Алексей Чадов), таксист Юра (Петр Федоров) и медсестра Алена (Лукерья Ильяшенко), по счастливому стечению обстоятельств знакомые друг с другом. Их группу сопровождает команда журналистов во главе с репортершей Олей (Светлана Иванова).

Поначалу «Аванпост» — это ровно то, чего ждешь от фильма режиссера «Гоголя» Егора Баранова: эдакий кэмповый оммаж великому киношному сай-фаю с фирменными топорными диалогами сценариста «Чернобыля. Зоны отчуждения» Ильи Куликова. Неоновая Москва с летающими меж небоскребов машинками, объемные рекламные голограммы, пустынные синтезаторные пассажи в духе Вангелиса: словом, Ридли Скотту водки больше не наливать. Пока лента активно пародирует «Бегущего по лезвию», это действительно выглядит как минимум весело — особенно когда дело доходит до неуклюжего секса в слоу-мо.

Впрочем, аппетиты Баранова и Куликова не удовлетворяются одной экранизацией Филипа Дика. В таксисте Юре угадывается не только «бегущий» Рик Декард, но и Корбен Даллас из «Пятого элемента» Люка Бессона. Алена и ее приятель Женя (Филипп Авдеев), конечно, не проламывают крышу его машины на манер Миллы Йовович, но тоже сваливаются как снег на голову — у футуристично раскрашенного «Атриума». В финале в картину прилетает космический корабль как будто бы из «Прометея». До этого фильм успевает процитировать известный кадр с траншеей из «Иванова детства» Тарковского, внедрив в эту же сцену милого электропса в стиле разработок Boston Dynamics.

Однако в первую очередь это калька со «Звездного десанта» Пола Верховена. Культовый фильм даже называться изначально должен был примерно так же — «Аванпост №9». Принципиальное отличие состоит в том, что у российских авторов — сознательно или нет — получилось скорее нечто тяготеющее к оригинальной книге Роберта Хайнлайна, нежели к вольной адаптации Верховена. Роман был исполнен милитаристского пафоса и продвигал сугубо правые взгляды. Нидерландский режиссер вывернул его содержание наизнанку, превратил в жесткую антивоенную сатиру — и вообще имел в виду фашизм. Баранов и Куликов как бы восстановили справедливость, а заодно метко попали в господствующие в России настроения (особенно иронично в этом контексте звучит фраза телевизионщицы Оли: «Новая политика — максимальная открытость информации для населения»). Только вместо арахнидов — медведи, а вместо других планет — город Киров.

Фильм упивается военной атрибутикой — иногда в совершенно абсурдных масштабах. Он смакует каждую единицу техники, каждый автомат и каждую пулю, попадающую в кадр. В отдельных случаях это и правда выливается в зрелищные эпизоды — как, например, одна из сцен ближе к концу ленты, где герой Федорова кромсает врагов ножом направо и налево. Еще «Аванпост» настойчиво демонстрирует, что снят он за дорого: постапокалиптические зарисовки — вроде моста, рухнувшего под весом упавшего самолета, или полуснесенных исполинским снарядом домов — врезаются в память. И все же в таких безумных количествах поток требухи и кишок утомит, наверное, даже самого кровожадного милитариста. Финальное сражение с полчищами врагов быстро превращается в подобие записи стрима какого-то особенно лютого шутера, где у игрока заела кнопка спуска курка — и все противники покорно укладываются штабелями на землю.

Но, допустим, это вкусовщина — авторы имеют право выливать с экрана столько бутафорской крови, сколько захотят. Точно так же можно было бы закрыть глаза на местами кривой монтаж, благодаря которому мы скачем из середины одного напряженного момента в середину другого, а между собой они никак не сочетаются. Простить можно было бы даже совершенно безумный сюжет, построенный на нескладной конспирологической теории, и проблемную мотивацию героев — то дырявую, то вовсе отсутствующую.

Можно, если бы «Аванпост» не был таким мучительно, преступно, бесчеловечно затянутым. Два с половиной часа, за которые команда создателей предусмотрительно извинялась на премьерном показе, ощущаются в лучшем случае как пять. Это прямое следствие жуткой непропорциональности сценария, который начинается с уходящей в небо лестницы экспозиции и заканчивается водопадом финалов. Если вы вдруг рискнете пойти на «Аванпост» в кино, обязательно зарядите телефон: проверять время, скорее всего, придется очень часто.

Последний гвоздь забивает здешняя — довольно сомнительная — морально-этическая система координат. Герой насилует героиню. Чуть позже они же — в машине. Сначала едут молча, потом герой запрягает классическое: «Да ладно, ты же сама хотела». В ответ героиня разражается монологом про то, что всю дорогу была жертвой — и так жертвой и осталась. Следом герой (все тот же насильник!) начинает учить ее жизни и громогласно мотивирует «перестать быть жертвой». Симптоматично, что в зале на протяжении почти всего диалога то и дело раздавался смех. Правда, немного страшно думать, о чем именно это может нам говорить. Вот такой вот русский киберпанк, такая, блин, вечная молодость.

Изначально в тексте указывалось, что часть действия фильма происходит в городе Кировске. На самом деле речь шла про город Киров. Редакция приносит извинения за эту ошибку.

Новости и материалы
Эвакуационная машина для танков Abrams досталась бойцам ЦВО как трофей
За карьеру в Минобороны Иванов купил дом в 1500 «квадратов» и ЗИС
Российские снайперы помогли сбежать из Часова Яра беженцам
Поволжье ожидают жаркие выходные
Названа неожиданная локация, где россияне собрались проводить майские
«Вашингтон» Овечкина потерпел третье подряд поражение от «Рейнджерс» Панарина
Маск обратился к Белому дому по поводу Украины
Булыкин одним словом оценил игру ЦСКА со «Спартаком»
На Западе рассказали, как осуществляются платежи России в Китай
В трех штатах США проходят мощные торнадо
В Туле представили ретранслятор для FPV-дронов с неограниченной дальностью
В Минздраве рассказали о реакции пациентов на препарат от болезни Бехтерева
В США ликвидировали первый потерпевший крах в этом году банк
Зеленский назвал дедлайн для Украины
Ученые выяснили, что подъем по лестнице существенно продлевает жизнь
Психолог объяснил, почему до 14 лет стоит ограничить ребенка в смартфоне
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА
Россиянам рассказали о наилучшем соотношении шашлыка и овощей
Все новости