Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«У меня один паспорт»: умер автор музыки к «Мимино» Гия Канчели

Умер автор музыки к «Мимино» и «Кин-дза-дза» Гия Канчели

Грузинские СМИ сообщили о смерти в возрасте 84 лет Гии Канчели — Народного артиста СССР, известного композитора и автора музыки к фильмам Георгия Данелии. Он умер после продолжительной болезни, о датах похорон и прощания станет известно позднее.

Грузинский композитор Гия Канчели, автор музыки к фильмам «Не горюй!», «Мимино» и «Кин-дза-дза», умер в возрасте 84 лет после продолжительной болезни, передает «Рустави 2».

Канчели родился в Тбилиси 10 августа 1935 года в семье заслуженного врача Грузии. После начала Великой отечественной войны его отец был назначен на должность начальника военного госпиталя. В последние годы его перевели под Харьков, куда тот перевез семью, и где будущий композитор несколько месяцев учился в местной школе.

«Лет в семь-восемь я мечтал стал продавцом в хлебном магазине», — рассказывал он о своих детских мечтах.

После окончания войны Канчели поступил на геологический факультет Тбилисского университета, так как не смог сдать экзамены в музыкальное училище. Спустя годы он с благодарностью вспоминал преподавателей, которые поставили ему низкую оценку, заставив «на время забыть о музыке»:

«Все явления в жизни характеризуются плюсами и минусами. Мне кажется то, что я не смог сдать экзамены в училище, оказалось плюсом. Я поступил в университет и потом вернулся к музыке — будучи на четвертом курсе университета сдал приемный экзамен в консерваторию. Если бы меня зачислили в училище, не знаю, как потом бы все сложилось».

Его рассказ о том, как музыка одержала верх над более «практичной» профессией похож на сюжет одного из фильмов Данелии, постоянным композитором которого Канчели стал в конце 1960-х — начале 1970-х годов.

«Когда-то давно, в первый день практики, мне, студенту геологического факультета, пришлось пройти 17 километров. Вечером в палатке, валясь от усталости, я срочно составил список профессий, которые не требуют ходьбы и знания математики. Музыка мне подходила по всем параметрам...» — вспоминал он.

Когда он поступил в Тбилисскую консерваторию, в стране начались радикальные перемены, связанные со сменой политического руководства и изменением культурной политики в СССР.

«А потом появилась надежда, связанная с «оттепелью» Хрущева, когда начала поступать какая-то информация. Мы, будучи студентами консерватории, начали понимать, что, к счастью, кроме Шостаковича, которого мы досконально изучали, и позднего Прокофьева, существует еще целый мир музыки, о которой мы не имели представления. Именно во время «оттепели» эта информация начала поступать сначала в Москву, в Ленинград, и только потом это все оседало в Закавказье: в консерваториях Баку, Еревана, Тбилиси», — описывал он те годы.

С 1970 года Канчели начал сам преподавать в консерватории, с 1971 года он занимал должность заведующего музыкальной частью Тбилисского театра имени Ш. Руставели, а с 1967 по 1986 годы были написаны все семь его симфоний для оркестра. Интерес к новой музыке, стремление к свободному самовыражению не раз делали его творчество объектом пристального внимания советской критики, однако полученная в 1976 году Государственная премия за 4-ю симфонию «Памяти Микеланджело» (еще до его самых запомнившихся киноработ) на время успокоила недоброжелателей.

В 1991 году Канчели получил стипендию Немецкой академии искусств и переехал в Берлин, откуда должен был через год вернуться обратно в Грузию.

«Но в это время у нас назревала гражданская война. А через год я решил задержаться, потому что у нас в Грузии в это время была очень тяжелая ситуация и у всех было такое ощущение, что будет гражданская война. В том числе и у меня было такое ощущение. И когда этот год закончился, я со своей семьей должен был вернуться в Тбилиси. И в то время я получил предложение написать одно сочинение и соответственно мне предложили гонорар за это произведение», — рассказывал он.

Благодаря улучшению своего финансового состояния он смог остаться в Германии, а через четыре года получил приглашению от Антверпенского королевского симфонического оркестра и переехал в Бельгию. Несмотря на это, он признавался, что душой и мыслями остался там, «где прожил пятьдесят семь лет»:

«Времена, когда люди уезжали, зная, что больше никогда не смогут вернуться на родину, к счастью, прошли. Я довольно часто бываю в Тбилиси и в Москве. Я в курсе всех происходящих в Грузии событий. В свободное время смотрю телевизор (у меня в Антверпене три грузинских канала и несколько российских). Слежу за политическими дебатами, смотрю интересные передачи. Если очень занят, записываю передачи на видеомагнитофон и просматриваю их ночью».

Несмотря на переезд в другую страну, он настаивал на том, чтобы его не называли эмигрантом и подчеркивал — «я остаюсь гражданином Грузии, и в отличие от Депардье у меня один паспорт — моей страны».

Новости и материалы
В Томске лишили свободы мужчину, который украл цветы, чтобы сделать сюрприз девушке
Финансист оценил, как курс рубля отреагировал на сохранение ключевой ставки
Защита попросила Мосгорсуд отменить арест Тимура Иванова
ВЦИОМ замерил уровень доверия россиян Путину
Мужчина, оставивший 43 кошки без еды и воды в пустой квартире, получил 20 суток тюрьмы
В Кремле рассказали о подготовке визита Путина в КНР
Бывший футболист «Спартака» рассказал, что ему понравилось в матче с ЦСКА
В Кремле рассказали, как закончится спецоперация на Украине
Анастасия Решетова ответила, делает ли «уколы красоты»
Женщина рассказала, что ее возбуждает сильнее любого вибратора
Россиянин сжег дотла Volkswagen бывшей жены в Зеленограде и попал на видео
В Германии обеспокоились темпами продвижения ВС РФ на юге Донбасса
Песков оценил сообщения об элитной недвижимости арестованного Тимура Иванова
Трамп высказался о перспективах сотрудничества с Орбаном
Мария Погребняк сломала палец на шоу «Сокровища императора»
Пьяный многодетный россиянин скормил 11-летнему сыну сигареты, чтобы отучить от курения
Россиянам посоветовали надевать одежду из синтетики
В Киеве сошел с рельсов товарный поезд
Все новости