Скандалы и пьяные выходки: как россияне пережили «Нашествие»

В Тверской области состоялся 20-й рок-фестиваль «Нашествие»

В Тверской области завершился один из главных музыкальных фестивалей в России — «Нашествие». «Эгоизм» Юрия Шевчука, голая задница, позитивные космонавты, «Можем повторить» и Гоша Куценко против феминисток – «Газета.Ru» рассказывает, почему 200 тысяч поклонников рок-музыки никогда не признаются, что потеряли время зря.

В Большом Завидово прошел 20-й в истории рок-фестиваль «Нашествие». В юбилейный год организаторам удалось собрать довольно сильный состав участников, пусть даже «вне игры» остались главные металлисты России «Ария» и «Кипелов». На главной сцене тон задавали такие аксакалы, как ДДТ, «Ленинград», «Алиса», «Аквариум» и Вячеслав Бутусов, исполнивший несколько хитов легендарной группы «Наутилус Помпилиус».

Тем не менее, «Нашествие» все дальше отходит от привычного рок-формата, приглашая музыкантов, выступающих в других стилях. Например, собственный сет отработал рэпер Нигатив. Его присутствие могло не прийтись по душе «олдовым рокерам» из числа зрителей — завсегдатаев «Нашествия», расхаживавших по полю в майках с утверждением из 1990-х о том, что «рэп – это кал». Зато концерты Нигатива и других «неформатных» для этого фестиваля групп вроде 25/17 или «Аффинажа» привлекли дополнительный десант молодых фанатов, которые, возможно, и не поехали бы на «рок-стариков».

На второстепенных сценах вообще хватало интересных персонажей. Например, известный актер Гоша Куценко, одновременно с карьерой в кино испытывающий страсть к музыке, пытался петь что-то похожее на рок и читать рэп. Кое-что из его творчества обязано было привести в ярость феминисток. Одну из своих «хулиганских» песен Куценко посвятил девушкам, «приползающим под утро в свои палатки со стертыми коленями».

«Нашествие»-2018 больше всего запомнилось скандалом из-за массового отказа групп с пацифистской позицией от участия из-за военной тематики мероприятия.

Многие зрители также весьма болезненно воспринимали милитаристский окрас фестиваля, а отдельные музыканты в стиле хиппи из середины XX века со сцены призывали «заниматься любовью, а не войной». Глас народа оказался услышан. Из военного на площадке остался лишь павильон с армейской кашей. Вокалист коллектива Animal ДжаZ Александр Красовицкий посвятил случившимся переменам пространную речь, выразив радость по поводу того, что российское общество постепенно отходит от «милитаристского угара».

«Год назад здесь были танки, а теперь – космонавты. И это круто», — заявил он.

Алексей Кортнев из «Несчастного случая», напротив, считает, что в стране пока еще слишком много говорят о войне, особенно по ТВ. Он же сам хочет мирного будущего для четырех своих сыновей, поэтому написал и представил на суд общественности антивоенную песню, в которой покритиковал лозунг, часто прикрепляемый российскими автовладельцами на свои машины, — «Можем повторить».

Скандалом обернулось общение с прессой лидера группы Tequilajazzz Евгения Федорова. Досталось от него и организаторам «Нашествия» за «не развивающийся формат» и отсутствие ряда сильных и популярных русскоязычных исполнителей, и самой публике за инертность, и общему положению дел в российской культуре. По мнению Федорова, эта отрасль вызывает сейчас серьезное опасение.

«Все боятся проявить инициативу, — констатировал музыкант. — У нас наблюдается трусость не только экономическая и политическая, но и культурная. А все настоящее происходит на кухнях. Считаю, государство не должно вмешиваться в культуру. Она должна развиваться, как считает нужным».

В этом году «Нашествие» продемонстрировало образец демократичности. Федорову дали возможность высказать в зале для пресс-конференций все, что ему было угодно, хотя его слова явно не понравились организаторам. Не прервали и участников относительно нового явления на рок-сцене The Hatters, которые изрядно чудили перед журналистами и обильно ругались матом. В один из моментов лидер джипси-фолк-рок-бэнда

Юрий Музыченко, активно употреблявший при этом пиво, спустил шорты и оголил свою пятую точку. Зачем это было нужно, музыкант не пояснил.

Заслуженные мэтры вели себя, конечно, солиднее. Так, Юрий Шевчук пустился в философские размышления о разнице между артистом и музыкантом. К первой категории, по его мнению, относятся вокалисты, исполняющие то, что хочет и ждет публика, вторые играют композиции по своему усмотрению, не обращая внимания на реакцию толпы и ориентируясь исключительно на собственные предпочтения. Шевчук разочаровал зрителей, представив на их суд абсолютно новую программу. В ней не нашлось места ни одному хиту, которых упорно требовал народ. Зато собравшиеся имели шанс познакомиться с такими вещами почтенного рокера, как «Борщевик» и «Лажа»: обе явно были написаны, что называется, на злобу дня. К несчастью для ДДТ, именно в субботу качество звука на главной сцене фестиваля оставляло желать много лучшего. Разобрать слова незнакомых песен было невероятно сложно.

Тем же путем, что Шевчук, пошли Лева и Шура из Би-2. Их новая программа выдалась довольно зажигательной, причем Лева еще и продемонстрировал неплохую для своих 46 лет физическую форму. Еще один матерый рокер Алексей Горшенев поступил по принципу «и нашим, и вашим», чередуя свои новые творения с хорошо всем знакомыми старыми из репертуара закрывшейся группы «Кукрыниксы». В ходе своего сета он выразил сожаление по поводу того, что никто из музыкантов не почтил память его брата Михаила Горшенева исполнением какой-нибудь из песен «Короля и шута».

Ягода сделал это сам: во время фестиваля стукнуло шесть лет со дня смерти легендарного Горшка.

Еще один яркий представитель жанра Сергей Чиграков, как бы в противовес Шевчуку, зажег толпу исключительно своими старыми-добрыми суперхитами. Забавно, но известный миролюбец, ремень гитары которого был украшен четырьмя пацификами, «сбацал» сразу несколько песен на военную тематику: это и «Бомбардировщики», и «Фантом», и «Вот пуля просвистела…».

В заочный спор с Шевчуком вступил вокалист группы «Альянс» Игорь Журавлев. По его мнению, исполнитель должен в первую очередь учитывать желание публики, находя разумный баланс между спросом и собственной прихотью. На фестивалях, отметил он, люди ждут прежде всего хорошо знакомых им вещей — оценивать же новое творчество сподручнее на отдельных концертах, где не требуется укладываться при настраивании инструментов в 5-10 минут.

Эта группа, впервые приглашенная на «Нашествие», переживает самую удивительную реинкарнацию в российском роке. Созданный аж в 1981 году, «Альянс» отсутствовал на сцене все 1990-е и 2000-е, чтобы восстановиться в прежнем виде уже в наше время. Весной 2019-го группа выпустила первый альбом за 25 лет, что, без сомнения, может считаться своего рода рекордом.

Довольно емко Журавлев ответил и на «обвинение» в том, что «Альянс» является группой одной песни – все любят хит «На заре», в то время как остальные композиции коллектива малоизвестны широкой публике. Музыкант не стал обижаться, а философски изрек:

«Лучше иметь в репертуаре одну популярную песню, чем не иметь ни одной».

Показатели «Нашествия» по количеству аудитории, судя по всему, на этот раз устояли. По первым подсчетам организаторы оценили число гостей примерно в 200 тыс. человек. Кто-то не поехал под Конаково, сетуя, что, мол, «Нашествие» уже не то» — из года в год все повторяется, притока «свежей крови» в рядах исполнителей практически нет. При этом чисто в профессиональном плане музыкантов не мог не задеть невероятный успех Константина Кинчева: несмотря на раннее начало своего сета, «Алиса» собрала тотальный аншлаг. Ее почитатели, облаченные в майки с изречениями Кинчева, занимали места на площадке задолго до того, как он вышел на саундчек.

Других отпугнули традиционные для этого фестиваля «ужасы». Не забывая о непролазной грязи в 2017 году, многие облачились в резиновые сапоги: как выяснилось, зря. Погода в целом пощадила собравшихся. Дождь прошел несколько раз, но совсем недолго. Растоптанная тысячами ног почва выдержала это испытание.