О чем мечтают электрические дети: страсти по «Алите»

Почему стоит смотреть фильм «Алита: Боевой ангел»

Детство, отрочество и юность очаровательного и искреннего киборга с самыми человечными глазами — «Газета.Ru» рассказывает, почему творению Роберта Родригеса и Джеймса Кэмерона «Алита: Боевой ангел» можно заранее присудить звание фильма года.
фильм
Алита: Боевой ангел
Роберт Родригес
9

В далеком будущем, а именно в 26-м веке, Земля почти опустошена после продолжительной и кровавой войны. Передовые технологии утеряны, люди живут преимущественно в трущобах, и только единственный оставшийся от славного прошлого город Залем парит над Айрон-Сити и тянет из него ресурсы, чтобы обеспечить красивую жизнь богачам наверху. Гениальный ученый Дайсон Идо находит на свалке голову киборга, в которой еще теплится жизнь. Он добывает ей тело, проводит сложный ремонт и нарекает Алитой.

Реклама

За последние десять лет Голливуд родил какое-то безумное количество кинокомиксов. И «виноваты» в этом не только Marvel и их прямые конкуренты DC. К двум комикс-гигантам можно добавить еще несколько издательств, чей продукт в последнее время подвергся экранизации. Более того, киноделам стало тесно в рамках Запада, и они обратились к Японии, которая также в колоссальных количествах выпускает мангу. Но, откровенно говоря, только одну из многочисленных попыток можно признать удачной — «Грань будущего» с Томом Крузом, и то с большой натяжкой. Фильм вышел очень хорошим, но от первоисточника осталась лишь идея в общих чертах, и в итоге получилась самостоятельная картина.

Такой расклад существовал до 14 февраля этого года — пока на больших экранах не вышло детище Джеймса Кэмерона и Роберта Родригеса «Алита: Боевой ангел», которое можно по праву назвать самой удачной экранизацией манги на Западе. Хорошо известно, что выдающийся режиссер купил права на «Алиту» еще 20 лет назад и буквально бредил ей, но так и не смог сесть в кресло постановщика из-за работы над «Аватаром» и его многочисленными будущими сиквелами. Кэмерон остался продюсером и сценаристом «Алиты», а во главу поставил Роберта Родригеса, что стало своеобразной ставкой «ва-банк», зная почерк и стилистику друга Квентина Тарантино.

Все опасения развеялись уже в первые полчаса, и достаточно быстро стало ясно, что Родригес крайне ответственно подошел к своей задаче, при этом сохранив свои фирменные приемы.

Важнейшим достижением Кэмерона стал сценарий, который смог устранить эпизодичный характер манги Юкито Кисиро и соединить несколько сюжетов воедино, тем самым задав общий вектор развитию истории, но сохранив многослойность повествования. Кисиро в своем произведении, сосредоточившись на взрослении главной героини, вводил других персонажей ниоткуда, раскрывая постепенно вселенную «Алиты». Кэмерону и Родригесу удалось объединить не связанных между собой героев оригинала в единый сюжет. Причем, каких-то явно выступающих швов не видно.

В сухом остатке у Родригеса получился очень добротный вестерн, сохранивший японский колорит оригинала. Здесь даже есть сцена драки в баре, в которой режиссер сделал реверанс в сторону своего хита на все времена «От заката до рассвета». Японцы уже давно отличаются тем, что очень часто перерабатывают западные сюжеты на свой лад, причем делают это настолько тщательно, что порой даже сложно определить источники вдохновения. В случае с «Алитой» источник как раз понятен, однако и Кисиро, и Кэмерон смогли создать на его основе нечто оригинальное.

«Алита» — насквозь японское кино. Кэмерон даже сохранил оригинальное название боевого искусства, которым владеет героиня — «панцеркунст». Японцы вообще без ума от немецкого языка, и они вставляют его едва ли не в каждое второе произведение (чего только стоят организации Seele и Nerv в мировом шедевре «Евангелион»).

Самым же большим плюсом в картине стала ее легкая недосказанность. «Алита» не дает однозначных ответов и оставляет пространство подумать над увиденным. В современном мире, когда Marvel штампует свои кинокомиксы, в которых буквально все готовит, пережевывает и проглатывает за зрителя, такой, можно сказать, старомодный подход Кэмерона и Родригеса выглядит глотком свежего воздуха. Картина не старается держать что-то в тайне и задавать загадки, но для того, чтобы понять мотивацию героев, нужно чуть поднапрячь мозги.

Здесь и кроется самая большая коммерческая опасность. Захочет ли избалованный комикс-сериалами зритель напрягаться? Во всяком случае, согласно прогнозам аналитиков, нет. Хотя метафора в «Алите» очевидна и проста для понимания, есть опасения, что ее не разглядят.

Такой, на первый взгляд, банальный прием, как полная потеря памяти, выступает очень важной функцией. Алита предстает перед нами новорожденным ребенком, и фильм, в сущности, описывает этапы взросления любого человека — только в ускоренном режиме.

Героиня появляется на свет, знакомится со своим «отцом», выходит в мир, испытывает первую любовь, вступает в конфликт с родителем на почве переходного возраста и, наконец, обретает цель в жизни.

И даже не смотря на прямой намек на сиквел, фильм не выглядит незавершенным — Алита прошла свой путь до самого конца и полностью сформировалась как личность. На этом можно ставить точку… а потом сразу бежать в кассу, чтобы пересмотреть картину.

Как бы в итоге не выступила «Алита» коммерчески, она получит статус великого фильма — не сегодня, так через несколько лет. Это честное кино. Где-то наивное, где-то чересчур схематичное, но та искренность и увлеченность, с которыми его создавали, чувствуется в каждом кадре. И осознание того, что Родригес и Кэмерон подарили нам настоящий кинематограф в эпоху однообразных киносериалов, рано или поздно придет.