Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Коды и двери: метафизика Янкилевского

В Москве открылась ретроспектива художника Владимира Янкилевского

Метафизика, поиски смыслов, разрыв шаблонов, изучение природы человека и отчаянная смелость — в ММОМА открылась первая за последние 10 лет масштабная выставка известного художника-нонконформиста Владимира Янкилевского.

«Непостижимость бытия» — так называется юбилейная и первая за последние 10 лет масштабная экспозиция Владимира Янкилевского в России. Художник не дожил до нее совсем немного — 4 января он скончался в Париже на 80-м году жизни.

Живопись и графика разных лет, триптихи, альбомы, инсталляции, «автоматические рисунки» — всего в экспозицию вошло более 200 работ автора из российских и зарубежных коллекций, в том числе, из частных собраний. Многие произведения выставляются впервые.

Владимир Янкилевский — художник-шестидесятник, экспериментатор, мастер авангарда второй волны. Его биография складывалась предсказуемо: сын художника, школа при Институте им. Сурикова, Полиграфический институт. Поиски себя привели Янкилевского в неформальную группу «Сретенский бульвар» — вместе с Ильей Кабаковым, Эрнстом Неизвестным, Эриком Булатовым, Виктором Пивоваровым и другими художниками он работал в знаменитых мастерских в районе Сретенского бульвара.

Судьба маленького человека, коммунальный быт, размышления о внутренней и внешней свободе, мужском и женском началах, одиночество и знаменитые «ящики» — смелые и яркие идеи Янкилевского явно не вписывались в советский контекст и грубо нарушали границы официального искусства. Позднее критики назовут его «выдающимся московским концептуалистом» и «одним из самых ярких нонконформистов», о его пластике, стилистике и колорите напишут статьи, а работы окажутся в коллекциях многих музеев и стран, среди которых Третьяковка, ГМИИ им. Пушкина, Русский музей, ММОМА, Центр Помпиду (Франция), Художественный музей Циммерли (США).

Между тем, на знаменитой разгромной выставке в Манеже в 1962 году Никита Хрущев жестко раскритиковал работы молодых авторов — в их число попал и 24-летний Янкилевский. Указав на одно из произведений (а они занимали три стены), Хрущев спросил: «Это что такое?». Ответ Янкилевского главе государства не понравился, и он подписал приговор: «Нет, это мазня».

Художника вычеркнули из московской выставочной жизни. Чтобы прокормить семью, он «ушел» в иллюстрацию — сотрудничал со многими издательствами, среди которых «Знамя», «Искусство», «Мир», «Наука», «Книга».

Первая мастерская появилась у Янкилевского в конце 60-х.

«К тому времени у меня уже было сделано семь триптихов и пентаптих «Атомная станция». И все это я сделал в 15-метровой комнате, в которой мы жили. Там же стояла дочкина детская кроватка, наша кровать, стол. Теперь я не могу себе представить, как я тогда работал. У меня не было других условий. Я принимал их как данность. У меня не было выбора. Сейчас смотрю на свои фотографии того времени и думаю, какой же сумасшедший был.

Когда я делал «Атомную станцию», только одна часть помешалась на стенке. Остальные части приходилось держать в голове, чтобы представлять целиком.

А там ведь очень точные цветовые соотношения. Я закончил ее за две недели. Готовился долго, но это не были точные эскизы. Помню, когда я настроился внутренне, я обзвонил всех знакомых, сказал, что меня не будет в Москве, и две недели не выходил из дома, пока не закончил «Атомную станцию» на полном нервном истощении», — вспоминал художник в одном из интервью.

В конце 80-х Янкилевский эмигрировал в США, откуда потом перебрался в Париж. На его счету — 40 персональных и более чем 170 групповых выставок.

Экспозиция ММОМА занимает несколько залов с паллетами на полу и серыми стенами. Названия серий говорят сами за себя: «Пространство переживаний», «Анатомия чувств», «Мутанты», «Город-маски», «Иллюзия свободы», «Творческая лаборатория».

Расшифровка концептуальных кодов Янкилевского — занятие не из легких для неискушенного зрителя. Можно медленно переходить из зала в зал, вглядываться в детали, говорить о метафизике работ и поиске ответов на вечные вопросы. Можно молчать — почти сразу становится ясно, что ответов нет.

У каждого — свой Янкилевский.

Самый доступный — в ранних работах. В синем «Мужском портрете» (1957) и ярком грузинском пейзаже «Гудаута», отсылающих к постимпрессионизму и Пикассо. Более поздние идеи художника связаны с миром беспредметного и абстракцией.

Его портреты, в свою очередь, детально исследуют человеческую природу: мужские всегда в профиль, женские — анфас.

Воля и разум, чувственность и физиология, изгнание из Рая и отверженность, мутации и светлое будущее, хаос и гармония — Янкилевский сталкивает одно с другим, осознанно вовлекая зрителя в конфликт. В ход идет все: обрывки газет, лозунгов, потертые портфели, старая одежда, галстуки, авоськи, шапки, дверные звонки. Неподготовленных может охватить ужас.

Герой Янкилевского в старом пальто читает советскую газету в вагоне метро. Поднимается и опускается в лифте. Ищет выход в пространстве коммунальных дверей, нарушает границы, протестует.

Двери открыты

В безальтернативном «Не прислоняться» — частица «не» скрыта. Как и лицо героя — зритель видит только спину. Герой стоит. Уходит. Оставляет след. «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку» — именно этот принцип Бродского Янкилевский проверяет на прочность во многих своих работах.

Например, в триптихе «Дверь» (1972). Одна из главных работ художника в 1974-м попала в собрание галереи Дины Верди в Париже и простояла много лет в подвале. «Я хотел найти форму, которая отражала бы момент проживания человеком одновременно трех состояний – прошлого, настоящего, будущего. Это воспоминания, актуальность и мечта. И я пришел к этой форме, не литературной, а пластической.

...Стоя перед дверью, существующей только сейчас, с этими звонками и почтовыми ящиками, мы не знаем, что за ней. Открывая, видим персонажа, который вроде бы реален, в пальто и с авоськой. Но он приклеен ко второй двери, открыв которую, мы попадаем в другое пространство – и видим его силуэт – и прорыв», — говорил Янкилевский о своем триптихе.

Через 21 год открылся музей Майоля — «Дверь» закрыли и выставили как «Шкаф». «Говорю: «Дина, это не шкаф, это — «Дверь». В ответ: «Какая разница!» ...Это одна из самых больших травм, связанных с судьбой моих вещей» — вспоминал позднее художник.

В рамки триптихов — любимой формы Янкилевского — помещен герой, втиснутый в тесный экзистенциальный ящик. Когда их много — втиснутых — становится не по себе. У третьих, четвертых и пятых вместо рук — ноги, а на ногах — портфели и колеса. У кого-то нет головы. Оргалит «света» разорван тьмой, но даже в этой страшной тьме есть маленькая белая дырка «света». В этом весь Янкилевский — он оставляет надежду.

Новости и материалы
Легенда «Локомотива» заявил, что Джикия нужен команде
В Минобороны Украины объяснили процесс вручения повесток
В «Крыльях Советов» признали слабость «Зенита»
Израиль и ХАМАС пристановили переговоры по обмену пленными
Ведущий «Модного приговора» назвал мужским трендом цвет, на который всегда делают наценку
Разведка Китая раскрыла шпионаж в космическом секторе
Роза Сябитова рассказала, как поднимает себе самооценку: «Гордись, ты молодец»
Женщина сильнее мужчин подвержены негативным эмоциям, выяснили ученые
Житель Норильска спас ребенка и был ранен, когда обезвреживал убийцу соседки
Парламент Грузии может отменить вето на закон об иноагентах
Пилотные зоны 5G появятся во всех российских регионах к 2030 году
Названы три лучших iPhone, которые можно купить в 2024 году
Только пять матчей последнего тура РПЛ пройдут с VAR
На Украине мужчина напал с ножом на военкома
Ольга Бузова сравнила себя с принцессой Дианой: «Меня не принимали»
Президент Болгарии охарактеризовал покушение на премьера Словакии
Звезда «Голоса» Бубнар впервые появился на телевидении после избиения пылесосом
Сломавший 38 костей Джереми Реннер заявил, что засыпает на съемках
Все новости