17 января в Центре фотографии им. братьев Люмьер открывается первая в России выставка одного из самых известных фотографов Голливуда Дугласа Киркланда. В экспозиции «За кулисами» публика увидит более 140 лучших снимков мастера. В течение 60 лет он работал на съемочных площадках более 170 фильмов, в их числе легендарные «Звуки музыки» (1965), «2001 год: Космическая Одиссея» (1968), «Титаник» (1997), «Мулен Руж!» (2001), «Великий Гэтсби» (2013) и многие другие.
Уроженец Торонто (1934), Дуглас начал свою карьеру в качестве ассистента одного из лучших и влиятельных фотографов XX века Ирвина Пенна.
Фэй Данауэй и Марчелло Мастроянни на съемках фильма «Любовники».Тревизо, 1968
Дуглас Киркланд/Photo OpДжейн Фонда, Мэрил Стрип, Роберт де Ниро, Джек Николсон, Леонардо Ди Каприо, Кейт Уинслет, Бриджит Бардо, Марчелло Мастроянни, Софи Лорен, Марлен Дитрих, Одри Хепберн, Михаил Барышников, Катрин Денев, Элизабет Тейлор — вот неполный список звезд, которые попали в объектив Киркланда.
Джек Николсон у себя дома в Беверли-Хиллз, 1975
Дуглас Киркланд/Photo OpЕго работы хранятся во многих музеях, среди которых Национальная портретная галерея (Великобритания), Национальная портретная галерея Австралии (Австралия), музейный комплекс Смитсоновского института, США, дом-музей Джорджа Истмена (США), центр фотографии в Хьюстоне (США), Американская академия кинематографических искусств и наук (США).
Кроме того, Киркланд — член Американского общества кинематографистов и обладатель самых разных наград.
Шанель
В Белом зале представлен спецпроект — фотохроника трех недель жизни Коко Шанель. Киркланд снял эту серию в Париже в 1962 году по заданию американского журнала LOOK, где он с 1960-го работал штатным фотографом.
Он неотступно следовал за кутюрье и снимал любые детали — от повседневных забот и прогулок по Версалю до подготовки к модному показу.
Шанель Киркланда — забавная, кокетливая, непокорная, серьезная, дружелюбная, молодая и энергичная. На фотографиях, кроме людей — клиентов, портных и швей — множество деталей: личные вещи, платья, украшения, обувь, зажигалки.
Монро
Мэрилин Монро. Голливуд, 1961
Дуглас Киркланд/Photo OpВ Большом зале публика увидит ретроспективу киносъемок 1960-2010-х гг., включая культовую серию с Мэрилин Монро 1961 года, которая принесла фотографу мировую славу. «Дуглас Киркланд трижды виделся с Мэрилин Монро, и, как он потом вспоминал, «всякий раз, когда я встречал ее, это была совершенно другая женщина», пишет биограф актрисы Дональд Спото в своей книге «Мэрилин Монро». По словам писателя, знаменитая фотосессия Монро с шелковыми простынями проходила в ателье фотографа.
«Как они и договорились, Мэрилин скользнула в кровать, застеленную шелковыми простынями, потом сбросила с себя шлафрок, и Киркланд начал сверху делать снимки. Но в этот момент она обратилась к окружающим с просьбой: «Прервемся на минутку», — и, повернувшись к нескольким сопровождавшим их лицам: парочке своих помощников и ассистентов фотографа, а также к людям из редакции журнала «Лук», — сказала: «Мне бы хотелось, чтобы все вышли. Я считаю, что должна остаться с этим парнем одна. Так мне лучше работается».
Как вспоминал Киркланд, после этого в помещении воцарилась атмосфера, полная сексуального напряжения.
Дуглас щелкал затвором, Мэрилин соблазняла фотокамеру, поворачивалась, садилась, откидывалась назад.
Потом она попросила, чтобы Киркланд сошел с небольшой балюстрады и присел рядом с ней на кровати. Киркланд, человек женатый, отец двоих детей, не прерывал работы «даже тогда, когда она дразнила его, флиртовала, ясно давая понять, в чем она заинтересована и что именно ему предлагается». После того как последний снимок был сделан, он выпил со своей моделью фужер шампанского, и коллеги присоединились к ним».
Через 2 дня Киркланд пришел в квартиру Монро показать негативы и отпечатки.
«На актрисе были темные очки, а на голове шаль. Она была раздражена и сохраняла дистанцию, поэтому он сам, умышленно мешкая, отобрал десять снимков, которые она одобрила; отвергнутые же фотографии Мэрилин порезала ножничками, — пишет Дональд Спото. — Про самый лучший, по ее мнению, фотопортрет она сказала: «Думаю, как раз с такой девушкой мечтал бы оказаться среди этих простыней водитель грузовика». Инстинктивно фотограф почувствовал, что Мэрилин стремится нравиться простым рабочим, иными словами, хочет представить себя женщиной, подходящей для самого обычного, среднего мужчины-труженика, а вовсе не для аристократа. ...Из их последней встречи Киркленд навсегда сохранил в памяти образ женщины истерзанной, которая тем не менее была в каждом своем проявлении профессионалом».
Выставка будет работать до 15 апреля.