Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Свобода, равенство, братство и кино

Главные достижения французского кино за последние 10 лет

В новогодние каникулы в прокат выходит комедия «Праздничный переполох» от французских режиссеров Оливье Накаша и Эрика Толедано, шесть лет назад снявших культовую картину «1+1». В преддверии премьеры «Газета.Ru» рассказывает о самых ярких событиях в современном французском кинематографе.

«Артист» («The Artist»), Мишель Хазанавичус

Несмотря на то, что ленту «1+1» принято считать виновной в возрождении моды на французское кино, все же главным достижением соседей англичан на этом поприще является «Артист» Мишеля Хазанавичуса, также вышедший в 2011 году.

Картина победила в пяти номинациях на «Оскар» из десяти, отхватив статуэтки за лучший фильм, костюмы и саундтрек,

а Хазанавичус и Жан Дюжарден — режиссер и исполнитель главной роли соответственно — получили первые (и пока единственные) награды Американской киноакадемии в своей карьере.

«Артист» наглядно продемонстрировал, что современный зритель способен воспринимать черно-белое кино без озвученных диалогов и не растерял интереса к наполненным ностальгией и ретро-шиком историям о середине прошлого столетия.

«Жизнь Адель» («La vie d'Adèle — Chapitres 1 et 2»), Абделатиф Кешиш

Любовная мелодрама француза тунисского происхождения Абделатифа Кешиша в 2013 году наделала много шума, получив «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах и восторженную реакцию критиков.

Невероятно трогательная и искренняя история о любви двух девушек, трепетно перенесенная на экран со страниц графического романа художницы и писательницы Жюли Маро «Синий — самый теплый цвет» (хотя на самом деле должно быть, конечно, «Голубой — это теплый цвет»).

Вот уже четыре года лента, затмившая собой революционную в некоторой степени «Комнату в Риме», остается эталоном фильмов об однополых отношениях, уступая разве что линчевскому шедевру «Малхолланд Драйв», — но это все же совсем другое кино.

«Бобро поржаловать!» («Bienvenue chez les Ch'tis»), Дэни Бун

Чудесная режиссерская работа одного из главных французских комиков — Дэни Буна — самый кассовый фильм в истории кинематографа этой страны.

Лента заработала во всем мире больше $245 млн, что для французского кинематогрофа — абсолютный рекорд.

Россия в эту цифру внесла не самую значительную лепту (всего порядка $269 тыс.), что является вполне логичной реакцией на бурную фантазию отечественных прокатчиков, — дословно название переводится как «Добро пожаловать к Ш'тям».

Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что эту картину вообще невозможно адекватно перевести на какой-либо язык. Весь юмор тут строится на высмеивании высокомерных жителей юга и шепелявых обитателей севера, поэтому примерно 100 процентов гэгов в «Бобро поржаловать» — лингвистические. Наши переводчики сделали все, что было в их силах, но смотреть все же стоит в оригинале, наплевав на актеров из «6 кадров» в дубляже.

«LOL [ржунимагу]» («LOL (Laughing Out Loud) ®»), Лиза Азуэлос

Крайне милая трагикомедия про любовь подростков, которая и спустя десять лет не покидает ленты «девчачьих» пабликов «ВКонтакте», то и дело давая о себе знать скриншотами с яркими цитатами и песней «Dreamers» Жана-Филиппа Вердина.

Несмотря на присутствие всех обязательных для тинейджерского кино особенностей, которые могут отпугнуть зрителя постарше, лента Лизы Азуэлос каким-то удивительным образом получилась удобоваримой для всех возрастов.

Вероятно, из-за довольно правдоподобного и не однобокого отображения взаимоотношений «отцов и детей», где за «взрослую» часть отвечает гениальная Софи Марсо.

В 2012-м вышел американский ремейк картины (а это тоже показатель успеха — вскоре должны появиться и «Неприкасаемые» с Брайаном Крэнстоном), причем режиссером вновь выступила Азуэлос, но это уже совсем не то: Майли Сайрус в главной роли совершенно не к месту, а Деми Мур положение, к сожалению, не спасает.

«Безумная свадьба» («Qu'est-ce qu'on a fait au Bon Dieu?»), Филипп де Шоврон

Один из немногих (за последние годы) представителей жанра французской комедии в практически чистейшем виде — лента де Шоврона про мультикультурную семью.

Картина, безусловно, актуальная для Европы текущего десятилетия, изящно и манерно сглаживает многочисленные расистские шутки фирменной французской легкостью.

Правит балом тут главный Астерикс всех времен и народов Кристиан Клавье, отвечающий за основной процент неполиткорректности, — он играет почтенного нотариуса Клода Верней, который не то чтобы расист, но все же с трудом принимает тот факт, что все четыре дочери вышли замуж не за французов. Кончено, создатели не решились пойти до конца и прибегнуть к по-настоящему провокационному юмору, но это фильму, скорее, на пользу — в противном случае это была бы уже не совсем французская комедия.

P.S.

Говоря о современном французском кино, никак нельзя не упомянуть ряд важных личностей, фактически сформулировавших всеобщее представление о нем. Это, разумеется, в первую очередь Люк Бессон, давно перекочевавший в Голливуд (правда, так и не снявший там ничего лучше своих работ, сделанных на родине).

Не менее культовой фигурой является Жан-Пьер Жене, в первую очередь известный по «Амели» (к этому фильму уже и не подберешь не избитый эпитет), а ранее вместе с Марком Каро снявший давно ставшие классикой «Деликатесы» и «Город потерянных детей».

Особой производительностью отличается Франсуа Озон, за пределами своей страны известный, в первую очередь, по лентам «8 женщин» и «Бассейн», — за последние десять лет он срежиссировал девять фильмов.

И, конечно же, Эрик Толедано и Оливье Накаш — авторы «1+1» и предстоящего «Праздничного переполоха».

В центре сюжета новой картины — организатор мероприятий Макс (Жиль Леллуш). Его задача — устроить для молодой пары свадьбу в старинном замке XVIII века.

Разумеется, все идет не по плану: подчиненные бунтуют, проводка не выдерживает напряжения, мясо протухает в отключенном холодильнике, а до неприличия вредный жених то и дело высказывает свое «фи».

Несчастный Макс, который надеется после этого праздника уйти на покой (как раз в свой день рождения), носится по громадным залам и прилегающей территории и пытается сдержать надвигающуюся катастрофу.

Во всей этой суматохе прослеживается изящная зарисовка на тему современной Европы, а команда Макса предстает эдаким государством в миниатюре — со своими мигрантами, конфликтующими классами, внешними врагами и союзниками.

И хотя исход знаешь наперед (фильм не слишком отходит от привычной канвы «все идет наперекосяк, но в итоге само собой складывается как нельзя лучше»), наблюдать за героями Толеандо и Накаша — одно удовольствие.

Новости и материалы
Стало известно, что Зеленский прятался от призыва в армию
Россия будет поставлять газ Китаю со скидкой в ближайшие годы
Над российскими регионами сбиты восемь украинских беспилотников
Экс-советник Пентагона объяснил, почему Украина уже проиграла в военном конфликте
В МИД РФ предупредили о последствиях маневров НАТО у границ России
Одесса оказалась частично обесточена после взрывов
Россиян предупредили о самых опасных осложнениях грыж
Секретная служба США приготовилась защищать Трампа в тюрьме
В Одессе произошли взрывы
Мировая премьера фильма Ивана Соснина «Пришелец» пройдет на ММКФ
В марте россияне активно покупали товары для рассады
В России вырос средний платеж коллекторам
В Китае ответили на выделение помощи США Тайваню
Синоптики рассказали о погоде в Москве 24 апреля
Южная Корея и США провели учения по противодействию помехам работы GPS со стороны КНДР
Японский лунный модуль SLIM неожиданно пережил третью лунную ночь
Директора московской школы осудили за организацию покушения на жену депутата
Колумбия направила США ноту протеста
Все новости