Умер Георгий Натансон

На 97-м году жизни скончался режиссер Георгий Натансон

__is_photorep_included11494100: 1

В Москве в возрасте 96 лет умер советский и российский режиссер, народный артист России Георгий Натансон; причины смерти пока не называются, дата и место прощания будут объявлены позже.

О смерти Георгия Натансона сообщил его дочь Марина Лузгина. По ее словам, режиссер скончался в воскресенье, 17 декабря, у себя дома в Москве. Причины смерти не называются, также пока не известны дата и место прощания. Киновед Вячеслав Шмыров рассказал ТАСС, что похороны, предположительно, пройдут на Троекуровском кладбище.

Реклама

Георгий Натансон пришел в кино сознательно и утверждал, что никогда не жалел о выборе профессии. Он вспоминал, что в юности у него был знакомый в МХАТе, который позволял ему ходить на спектакли, благодаря чему Натансон видел игру Качалова, Книппер-Чеховой, Шевченко. «Я и сейчас слышу их голоса», — отмечал он в одном интервью. Правда, сразу стать режиссером ему не удалось. Натансон закончил школу в 1939-м, поступил во ВГИК, но был призван в армию; там перенес двухстороннее воспаление легких, был комиссован и восстановился в институте. Во время Великой Отечественной жил в эвакуации в Алма-Ате, работал ассистентом режиссера на «Мосфильме», принимал участие в съемках таких фильмов, как «Секретарь райкома» и «В шесть часов вечера после войны» Ивана Пырьева, «Садко» Александра Птушко, «Мичурин» Александра Довженко.

Самостоятельно работать постановщиком Натансон начал уже в середине 1950-х, а его первым фильмом в качестве режиссера был полнометражный кукольный мультфильм «Небесное созданье» --

снятая в соавторстве со знаменитым уже тогда Сергеем Образцовым экранизация спектаклей Центрального театра кукол. Немного похожая на «Необыкновенный концерт» сатира на царящие на эстраде нравы была тепло принята зрителями и получила приз на Международном кинофестивале детских фильмов в Венеции.

Кадр из фильма «Еще раз про любовь» снятого режиссером Георгием Натансоном на киностудии... РИА Новости
Кадр из фильма «Еще раз про любовь» снятого режиссером Георгием Натансоном на киностудии «Мосфильм» в 1968 году. Сценарий Эдварда Радзинского. Актриса Татьяна Доронина в роли Наташи

«Никто из наших режиссеров в таком возрасте подобной награды за рубежом тогда не получал. По «Мосфильму» поползли слухи: мол, фильм Натансону сделал Образцов, — вспоминал режиссер. — Конечно, Образцов был для меня учителем, давал консультации по сценарию, там играли актеры его театра, но на съемках он ни разу не появился. По сути, это моя первая самостоятельная работа».

Слухи, впрочем, ни на что не повлияли. В 1957-м Натансон снимает фильм «Белая акация» по одноименной оперетте Исаака Дунаевского, в 1960-м в соавторстве с Анатолием Эфросом делает картину «Шумный день» (экранизация пьесы Виктора Розова «В поисках радости»).

В 1962-м Натансон берется за экранизацию еще одной пьесы — «Все остается людям» Самуила Алешина.

На худсовете в «Мосфильме», вспоминал режиссер, заявка была отклонена, причем Пырьев заявил: «вы ничего не поняли в кино, если вы приносите такую болтовню». Фильм о самоотверженном и преданном делу науки ученом удалось запустить на «Ленфильме», но тоже не без сложностей — сначала на главную роль не утверждали Николая Черкасова, и только с помощью Георгия Товстоногова удалось отстоять кандидатуру великого артиста. Потом пришлось спорить с принимающими ленту кинематографистами о деталях, но в итоге все получилось так, как и задумывалось — хотя окончательное добро давали уже в ЦК. Любопытно, что вернувшись из Ленинграда, режиссер встретил на «Мосфильме» Пырьева, который похвалил фильм («Какого же ты …. мне вставил и всему худсовету!», вспоминал он слова директора студии) и заявил, что принял решение сделать Натансона членом Союза кинематографистов — после двадцати лет в кино.

В те же годы Георгий Натансон в последний раз работал ассистентом режиссера — в дебютной картине Андрея Тарковского «Иваново детство».

Съемки фильма «Аэлита, не приставай к мужчинам», 1988 год. Режиссер Георгий Натансон... ТАСС
Съемки фильма «Аэлита, не приставай к мужчинам», 1988 год. Режиссер Георгий Натансон (слева) репетирует сцену с актерами Натальей Гундаревой и Александром Кузнецовым

Самый известный фильм Натансона — «Еще раз про любовь» — тоже не обошелся без запретов. Председатель комитета по кинематографии при Совете Министров СССР Алексей Романов посчитал, что сюжет слишком «антиморальный», да еще и сценарий написан «каким-то» Радзинским. Впрочем, удалось отстоять все — и сценарий, и Радзинского; правда, из-за задержки в утверждении заявки Москву снимали в Сочи.

Самой любимой актрисой Натансона была Татьяна Доронина. Он первым дал ей главную роль — в «Старшей сестре» 1966 года, потом пригласил и в «Еще раз про любовь», а уже в конце 80-х снял по ее задумке трагикомедию по мотивам пьесы Эдварда Радзинского «Аэлита, не приставай к мужчинам».

Эта картина стала последним художественным фильмом Натансона. В 90-е и нулевые он работал в документалистике, снял два фильма о Михаиле Булгакове, получил за второй из них — «Михаил Булгаков на Кавказе» — премию «Золотой орел» в номинации «неигровое кино».

Но современное кино он, по его словам, не любил — из-за плохих сценариев.

«Сейчас нет таких драматургов, писателей как великий Виктор Розов, как Володин, как Алешин, как Радзинский. <...> Все фильмы стали похожи. И что самое страшное — нет положительного героя», — говорил он в интервью порталу «ПрофиСинема».

«Я люблю старые фильмы, такие как «Большой Вальс», «Мост Ватерлоо», «Мужчина и Женщина». Мне всегда были интересны фильмы о любви», — признавался Натансон.