День живых мертвецов

В прокате — новый мультфильм студии Pixar «Тайна Коко»

close
Pixar Animation Studios
В российском прокате один из номинантов на премию «Оскар» — мультфильм «Тайна Коко», рассказывающий историю веселого путешествия мексиканского мальчика на тот свет.

Мигелю 12 лет, он живет в Мексике и мечтает стать великим мастером фламенко-гитары — таким же, каким был легендарный Эрнесто де ла Крус, который вроде как приходится ему прапрадедушкой. Вроде как — потому что его прабабушка Коко, единственная свидетельница тех событий, уже немного не в себе. Проблема в том, что вся родня против. Гитару мальчика разбивает бабушка, при приближении к дому музыкантов все окна закрываются наглухо. Поскольку живые не помогают, Мигель обращается за помощью к мертвецам: по случаю национального праздника — Дня мертвых — граница между тем и этим светом не то, чтобы стирается — скорее, там сильно облегчается визовый режим. Так мальчик оказывается среди мертвых, где его проводником становится пронырливый скелет Гектор, которому позарез надо попасть к живым до рассвета.

По итогам первых недель проката «Тайна Коко» уже собрала около $50 млн и имеет рейтинг 9,1 на imdb — случай, что уж там, редчайший и заслуживающий серьезного анализа.

close
Pixar Animation Studios

Обычно такие аномальные скачки популярности у населения связаны со скандалами — достаточно вспомнить, как «Темный рыцарь» Кристофера Нолана подвинул в топе лучших фильмов «Крестного отца» благодаря усилиям поклонников Хита Леджера. Здесь же никакого мошенничества и игры на чувствах — только любовь к искусству. Для Disney/Pixar такие результаты, впрочем, не в новинку. Это, пожалуй, единственная анимационная студия, способная создавать фильмы, которые становятся событием вне зависимости от приставки «мульт-». Так было с «Историей игрушек», совершившей революцию в анимационном кино, так было с недавней «Головоломкой», показавшей, что с детьми можно говорить о психоанализе без ущерба для качества.

Так случилось и с «Тайной Коко», которая уже попала в лонглист премии «Оскар».

Прежде, чем пытаться анализировать причины такого успеха, скажем, что «Коко» — безусловно идеальный, единственно возможный выбор для похода в кино с ребенком. Тем более что в ближайшем будущем волшебство вполне может закончиться в связи с уходом креативного директора Pixar Джона Лассетера в бессрочный отпуск из-за подозрений (!) в домогательствах. Впрочем, охота на ведьмаков — тема для отдельного разговора, который, правда, может оттянуть неизбежную растерянность, которую раз за разом вызывают мультфильмы Pixar. Как и лучшие образцы продукции компании, «Тайна Коко» даже завзятого циника может превратить в сентиментального подростка с глазами на мокром месте.

Как и в случае с любым чудом, в чем фокус, разгадать поначалу вроде бы невозможно.

Если же попытаться отрешиться от эмоций, то секрет Pixar не столько в правильном выборе сюжета и отличных сценаристах, придумавших ладный, почти детективный сюжет, но и во внимании к деталям и окружению. Анимационное кино требует особой визуальной выразительности, и вот — декорацией становится День мертвых, как известно, поразивший в свое время даже Сергея Михайловича Эйзенштейна. Это действительно потрясающий визионерский праздник, сравниться с которым может разве что нью-орлеанский карнавал Марди Гра. Сам по себе главный герой-музыкант — идеальный персонаж для идентификации у детской аудитории, но он еще и окружен почти живыми гитарами (каждая — отдельное произведение искусства), а также собакой по кличке Данте и какой-то летающей пантерой по имени Пипита. И это не говоря о городе веселых мертвецов, который, согласно законам жанра, затмевает живописностью обиталище скучных землян.

И здесь, наверное, надо сказать что-то про важную педагогическую функцию разговора о смерти со зрителями школьного возраста, но это, честное слово, самое неинтересное, что есть в «Тайне Коко». Это кино не про смерть, а про разнообразие жизни, которая продолжается, несмотря ни на что — редкий случай, когда в таком банальном умозаключении появляется искрящийся праздничным фламенко смысл.