«Не бывает людей, которые работают врагами»

Сергей Минаев о работе над сценарием сериала «Спящие» на Первом канале

9 октября на Первом канале начинается показ сериала «Спящие», который рассказывает про борьбу ФСБ и ЦРУ на фоне общественно-политических событий последних лет. Продюсером и исполнителем одной из ролей выступил Федор Бондарчук, постановщиком — режиссер «Метода» и «Дурака» Юрий Быков, а сценаристом — писатель Сергей Минаев. Перед премьерой Минаев побеседовал с «Газетой.Ru» о проекте, на который его, среди прочего, вдохновили митинги на Болотной площади.

— Скажите, вы в «Спящих» только автор сценария или идея картины тоже принадлежит вам?

— Да, мне. Я не очень понимаю, честно говоря, в чем различие.

— В том, что иногда сценарист занимается разработкой чужого замысла.

— Нет, это не тот случай.

— Расскажите тогда, как этот замысел возник?

— Мне несколько лет назад рассказали про операцию российских спецслужб, в которую были включены западные агенты, которые назывались «спящие». Их в свое время завербовали и оставили до лучших времен. Они жили, занимались какими-то делами, строили карьеры, а потом их через несколько лет активировали под операцию. Среди этих людей были лидеры общественного мнения, журналисты и профессиональные разведчики, которых сложно было отследить, поскольку они много лет были неактивны.

Эта история не афишировалась, но это была довольно большая операция. Естественно, с нашей стороны в этом тоже участвовали спящие агенты – это такая общепринятая история.

— А когда вы услышали эту историю? Когда началась разработка сценария?

— В 2012 году.

— Писать вы, получается, начали сильно позже?

— Я ее начал писать в 2013 году, но писал очень долго. Были другие проекты, сценарий замораживался, потом я к нему возвращался. В общем, да, времени прошло довольно много.

— В начале каждой серии написано, что все совпадения случайны, но понятно, что речь идет не о какой-то параллельной России, а о вполне понятных, узнаваемых событиях. Интересно в этом контексте, какое из них стало толчком к написанию сценария?

— Разумеется, ни о какой параллельной России речь не идет. Зритель легко может увидеть параллели с событиями 2011-12 года, с митингами на Болотной площади, например. Я, когда писал, держал в голове именно этот период. То есть я могу сказать, что сюжет основан на реальной истории. Но не забывайте, что это все-таки художественное кино. Например, сцена захвата посольства в Ливии, с которой начинается сериал, совершенно вымышленная – никто наше посольство в 2013-м не захватывал. С другой стороны,

все методы агентурной работы, способы передачи информации и так далее – совершенно соответствуют реальности. Эти эпизоды делались после серьезнейших консультация с сотрудниками спецслужб.

— Вы им показывали картину?

— Да, конечно.

— Им понравилось?

— Насколько я знаю, да.

— Кстати, насчет захвата посольства. В этом эпизоде появились и вы в небольшой роли. Как так вышло?

— Да поначалу мы просто шутили про какой-то небольшой эпизод с моим участием, а потом мне сказали – иди, играй. Мне кажется, у меня получилось – я очень хорошо, картинно упал. Драматично. Кадр, по-моему, не испортил (смеется).

— С фактической стороной более-менее понятно. А с точки зрения жанра у вас были какие-то ориентиры?

— Конечно. Я держал в голове американскую «Родину» и такой старый советский сериал «ТАСС уполномочен заявить».

— Честно говоря, я ждал, что вы это скажете.

— Да, это мой любимый сериал, снятый в советское время. В нем есть то, чего мне хотелось добиться в «Спящих» — противостояние противников, которые совершенно равны друг другу. Не глупые враги и умные, доблестные наши, а противостояние двух разведок, которые работают в интересах своего государства. Абсолютно равная шахматная партия.

— А в «Родине» что вас привлекло?

— Примерно то же самое. Мне очень понравилось, как там показано противостояние ЦРУ и СВР или ФСБ. Абсолютно такие же люди, только с другой стороны. У всех своя правда и обязательное уважение к сопернику.

— Что для вас было важнее в этой истории? Написать кино про разведчиков или как-то разобраться в общественных процессах, которые происходят в России?

— Мне хотелось рассказать о том, что у нас есть люди, которые по-разному смотрят на развитие страны, которые придерживаются разных взглядов – консервативных, либеральных… Есть люди, которых заслуженно называют пятой колонной и те, кого так называют незаслуженно – только потому, что они считают по-другому.

И каждый из них может быть как врагом, так и патриотом. Это кино про конфликт двух этих позиций, а противостояние разведок происходит уже на этом фоне. И эта игра засасывает в себя огромное количество людей. Кто-то попадает в этот водоворот по недомыслию, случайно, кто-то – сознательно.

Мне была интересна, прежде всего, человеческая история. Писать про то, как одни шпионы ловят других, согласитесь, довольно сложно. Не бывает людей, которые работают врагами.

— Хотите написать второй сезон, если позволят рейтинги?

— Я бы с радостью, да. Тем более, что тут оставлен такой жирный крючок на продолжение.

— И последний вопрос. Как так вообще вышло, что вы из бытописателя московской богемы превратились в автора детективов?

— А что вас, собственно, удивляет? Я работаю с текстом, мне это кажется совершенно нормальным. Мне захотелось написать эту историю и я ее написал. Я же не начал писать, например, фантастику. У меня в январе еще выйдет большой психологический триллер, а потом еще сериал про аферистов. Это же не вопрос сочетания, как цвет носков и цвет обуви, мне просто интересно работать в разных жанрах.