Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Олимпийское следствие

На Первом канале начинается сериал «Восхождение на Олимп»

пресс-служба Первого канала

Первый канал начинает показ сериала «Восхождение на Олимп» — историю работы милиции и КГБ времен Олимпиады в Москве, которая похожа на новый сезон «Улиц разбитых фонарей».

Июль 1980-го, самый канун летней Олимпиады в Москве. Правоохранительные органы уже провели беседы с кем надо, а кого-то просто выслали за 100-й километр, так что уровень преступности чрезвычайно низкий — настолько, что капитан милиции Алексей Ставров (Владислав Резник) отправляется с женой Еленой (Мария Капустинская) в долгожданный отпуск. Но срочный вызов с работы рушит все его планы — жена несет чемоданы обратно в квартиру, а он на такси едет на место преступления.

Реклама

Из музея изобразительных искусств украдена ценная картина — трофей военного времени, полотно немецкого художника Эдмона Герхарда «Человек в тюрбане», которую советские власти собираются передать в дар ФРГ. У Ставрова, молодого старшего лейтенанта Кобалии (Заза Чантурия) и приданного им в помощь капитана КГБ Андрея Валевского (Юрий Батурин) есть всего полторы недели, чтобы найти преступников. Но одновременно с музейной кражей их заставляют заниматься и ограблением вдовы однополчанина Брежнева.

Первый канал начинает показ сериала «Восхождение на Олимп» — ретродетектива о поисках картины, украденной накануне Олимпиады-80.

Сериал не самый новый — съемки были проведены еще в 2015-м, а с осени прошлого года «Восхождение на «Олимп» было доступно (за плату) в онлайн-кинотеатре Первого. Видимо, показатели платной версии были довольно неплохими, и было принято решение показать его в эфире — хоть и не в самый сезон, который начинается с сентября, но близко к тому.

пресс-служба Первого канала

Событиями советской эпохи для создания контента российское телевидение пользуется постоянно, но хоть какую-то историческую достоверность следует искать только в биографических фильмах известных персон. Даже популярная серия детективов о майоре Черкасове («Мосгаз», «Палач», «Паук» и «Шакал») — это, скорее, фильмы по мотивам реальных преступлений, так что благодаря фантазии сценаристов фактически ни один из отечественных сериалов так и не стал документальным воплощением каких-то событий.

Что касается антуража выбранной эпохи, то и здесь все останавливается на уровне деклараций — и если, например, в «Обратной стороне луны» это смотрится даже органично благодаря выбранному жанру, то в большинстве фильмов внимательное изучение различных исторических несоответствий может стать отдельным развлечением.

Конечно, понять и простить кинематографистов можно — российские города (и особенно Москва с Петербургом) изменились самым кардинальным образом, найти подходящие времени автомобили можно, пожалуй, только в гараже «Мосфильма», который не резиновый, да и прочий реквизит приходится искать с сыскными собаками.

Даже в достаточно кропотливо снятой «Оттепели» Валерий Тодоровский допустил несколько анахронизмов, а уж их количество в менее ярких сериалах подсчету не поддается.

Создатели «Восхождения на Олимп» также не стали излишне подробно воссоздавать эпоху, ограничившись подходящими машинами и несколькими маркерами эпохи — вроде Олимпиады или концерта Высоцкого, но без подробностей. В принципе, сериал мог бы стать удачной стилизаций под детективы советского времени — могло бы получиться не менее забавно, чем в недавнем проекте онлайн-сервиса Amazon «Товарищ детектив». Но сериал Чаннинга Татума и Джозефа Гордон-Левитта изначально задумывался как пародийный, «Восхождение на Олимп» же предельно серьезен.

Кадр со съемок фильма «Восхождение на Олимп» пресс-служба Первого канала
Кадр со съемок фильма «Восхождение на Олимп»

Эта серьезность играет с сериалом плохую шутку. Постоянно подчеркивается ценность украденной картины — это могло сработать со зрителями советских времен, но сейчас информации неизмеримо больше, — возможное ухудшение отношений с Германией (ФРГ, напомним, на Олимпиаду-80 команду не послала, присоединившись к бойкоту из-за ввода войск в Афганистан), а также прочие неприятности, которым несть числа.

Тем не менее столь важное преступление было благополучно свалено (другого слова для происходящего и не подберешь) начальством на плечи двух обычных оперов, которым для усиления дали целого капитана КГБ. Ну а чтобы они не расслаблялись на легкой работе, этой же троице поручают еще одно важное дело --

зрители, конечно, видят, что оба ограбления связаны, но главные герои такие пертурбации смогут объяснить только в финале и разве что провидческими талантами своего генерала.

Собственно, ничего удивительного в таком подходе нет. Детективный жанр в отечественном сериалостроении уже выработал свой канон и отходить от него не желает даже ради возврата в СССР. Уже ставшие в определенном смысле классикой «Улицы разбитых фонарей» радовали лихо закрученными расследованиями только в первых сезонах, когда сценаристы опирались на книги Андрея Кивинова.

Все остальные милицейско-полицейские процедуралы российского производства чаще опираются на актеров, низводя детективную составляющую до чего-то второстепенного, и судить по ним о работе реальной милиции или полиции нельзя — равно как нельзя по историческим сериалам изучать историю. Все равно получится только иллюзия знания, для которой ценность «Человека в тюрбане» далеко не очевидна.