Если у французских актрис-интеллектуалок мог быть свой предводитель или старейшина, им безо всякой конкуренции стала бы Жанна Моро. У нее не было долгого пути к сцене, свою дорогу Жанна выбрала сразу после лицея:
выпускница отделения драмы Парижской консерватории была принята в труппу прославленного «Комеди Франсез» в 19 лет, став самой молодой актрисой в истории труппы.
Однако потом она выкинула фортель, который тоже не позволял себе никто в истории этого театра, — ушла из труппы, пожаловавшись на однообразие репертуара. Причем ушла, как сказали бы сейчас, в никуда — сниматься в детективах и триллерах; самыми известными из ее тогдашних проектов можно назвать «Королеву Марго» 1954 года, где она исполнила заглавную роль в паре с Луи де Фюнесом, и вышедший в том же году «Не тронь добычу» с Жаном Габеном.
В 1957 году она знакомится с Луи Малем и получает главную роль в его криминальном «Лифте на эшафот». А затем и в великих «Любовниках», ставших сенсацией во всех смыслах этого слова. Луи Маль перенес в ХХ век роман Доминика Вивана ХIХ века — это был не первый перенос, но очень заметный.
А откровенные сцены из фильма стали для американского суда поводом для выработки определения порнографии —
судьи разных штатов США вынесли разные определения в отношении этого фильма, и в ряде кинотеатров фильм был запрещен к показу.
Следом она снимается еще в одном переносе — «Опасных связях — 1960» Роже Вадима, еще одном (как нетрудно догадаться из названия) переносе: экранизации в современных обстоятельствах культового романа Шодерло де Лакло. Вместе с ней в картине снялись Жерар Филипп и Жан-Луи Трентиньян. И следом еще одна культовая картина — «400 ударов», ее первый опыт сотрудничества с Франсуа Трюффо. После второплановой роли в этой картине он станет целой эпохой в ее творчестве — она сыграет одну из лучших ролей в его «Жюле и Джиме» 1961 года, а затем — в «Невеста была в черном».
Фильм-энциклопедия «новой волны», «Жюль и Джим», можно сказать, оказал некоторое влияние на российский популярный кинематограф. В начале века два друга влюбляются в грациозную, совершенную в своих формах статую — а затем внезапно встречают девушку, которая до степени сличения похожа на это прекрасное изваяние. Поклонникам российского кино не надо объяснять, что
сюжет этой картины перекликается с фабулой «Формулы любви» Марка Захарова.
Интересно, что свою картину Трюффо снял по малоизвестному роману Анри-Пьера Роше, который режиссер случайно нашел в букинистическом магазине.
Стоит упомянуть о еще одной картине, вышедшей годом раньше фильма Трюффо. В 1960-м году она снимается в «Семи днях, семи ночах» знаменитого театрального и кинопостановщика Питера Брука, в роли убийцы, которая приходит на место преступления и влюбляется в случайного свидетеля — его играет Жан-Поль Бельмондо.
Уже имеющееся признание в этом году закрепляется наградой Каннского кинофестиваля — она получает титул лучшей актрисы.
Тогда же начинается ее сотрудничество с Микеланджело Антониони — он снимает ее в фильме «Ночь» и Луисом Бунюэлем, который приглашает ее в «Дневник горничной».
Слава и репутация, которую заработала себе Моро, позволили ей выбирать роли. И она это делала, кажется, безо всякого прицела на медь фанфар.
Она снималась в манифесте свободы «Вальсирующие» у Бертрана Блие, в «Кереле» Райнера Вернера Фассбиндера, в «Никите» у Люка Бессона, в «Когда наступит конец света» Вима Вендерса.
В 1995 году вышел последний фильм Микеланджело Антониони «За облаками», сценарий которого мастер написал вместе с Тонино Гуэрра и Вимом Вендерсом, в котором она играла вместе с Ирен Жакоб, Фанни Ардан, Кьярой Казелли и Софи Марсо.
Она не сторонилась «массового» кинематографа в пользу авторского — но, придирчиво выбирая сценарии и режиссеров, одним своим участием поднимала любой «популярный» проект на уровень выше, а любой артхаусный проект с ее участием моментально делался заметным.
Как, например, «Анна Карамазофф» удивительного российского кинохудожника Рустама Хамдамова — странную и прекрасную картину, в которой партнерами Моро стали лучшие артисты нашей страны Петр Мамонов, Эммануил Виторган, Татьяна Друбич, Елена Соловей, Александр Феклистов, Светлана Немоляева (она дублировала Моро). Премьера картины состоялась на Каннском фестивале, однако из-за конфликта режиссера с продюсером фильм не вышел на экраны. Да и выходить было, в общем, некуда — советская сеть кинопроката в России к тому времени почти развалилась.
Кстати, Жанна Моро во многом стала символом Каннского фестиваля — кроме награды за роль в фильме Брука, она получила еще одну «Золотую пальмовую ветвь» — на этот раз за вклад в киноискусство в 2003 году. А в 1975-м и 1995-м Моро была главой жюри конкурса.