Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Расскажите о своих планах

Как горизонтальное программирование мешает презентовать телесезон

Анонсы сериалов «Лучше звоните Солу», «Игра престолов» и «Конь БоДжек» Netflix/HBO
Анонсы сериалов «Лучше звоните Солу», «Игра престолов» и «Конь БоДжек»

Майский анонс на год, спор Линча за «Твин Пикс», смелый эксперимент Первого c «Побегом» и вертикальный «Метод» — почему российские каналы не объявляют даты релизов за год.

Ежегодно в мае ведущие американские телеканалы рассказывают о своих планах на будущий телевизионный сезон — какие шоу и сериалы будут отменены, какие покажут финальные эпизоды, а какие продолжат бороться за место в эфире и внимание зрителей. Фактически каждый канал представляет детальное расписание будущего сезона, давая профильным СМИ повод проанализировать, кто и с кем будет конкурировать и на какие проекты стоит обратить особое внимание.

Реклама

Российские каналы, в свою очередь, о точных датах своих премьер сообщают в лучшем случае за несколько недель.

Вертикальный анонс

Кадр из сериала «Твин Пикс» (2017) Patrick Wymore/Showtime
Кадр из сериала «Твин Пикс» (2017)

Анонсы в США появляются в результате вертикального программирования телевидения — когда отдельные эпизоды каждого шоу выходят раз в неделю в отведенный им временной слот. Другой подход — горизонтальное программирование, которое предполагает показ шоу «потоком», эпизод за эпизодом, с начала до конца, — в США не распространен. В последние годы в эту отработанную схему активно вмешиваются различные онлайн-сервисы вроде Netflix, которые выкладывают новые сезоны популярных сериалов оптом, отвлекая зрителей от просмотра «программированного» контента, но рейтинги большинства регулярных шоу остаются на высоком уровне. Ну а если нет — шоу недолго и заменить.

Это не означает, что в другие месяцы на американском телевидении не появляются проморолики новых сериалов — появляются, разумеется.

Но следует понимать, что заявления каналов, например, о начале работы над каким-либо шоу не означают, что оно появится в эфире в самом ближайшем будущем. Оно может вообще никогда не выйти, если пилотный эпизод окажется никуда не годным — так было, к примеру, с сериалом «Чудо-женщина», в начале 2010-х отмененным NBC после презентации первой серии.

Фактически ждать новое шоу стоит после того, как канал заказывает сезон, — как правило, от такого объявления до премьеры проходит около года, который тратится на съемки и доведение отснятого материала до ума. Для шоураннера (человека, который придумал идею сериала) и всей съемочной команды лучшим исходом является заказ каналом сразу нескольких сезонов. Впрочем, никто не мешает каналу отменить показ заказанного шоу из-за чрезвычайно низких рейтингов — так тоже бывает, но на место выбывшего всегда найдется адекватная замена. Перенос же релизов после заказа целого сезона случается крайне редко; например, Дэвиду Линчу было можно спорить с Showtime по поводу нового сезона «Твин Пикса», а менее именитые шоураннеры все же предпочитают выполнять требования каналов.

Рекламируй смешно

В СССР продвигать какие-либо телешоу нужным не считали — программа телевидения не менялась годами и десятилетиями, и все владельцы телевизоров знали ее едва ли не наизусть. В определенное время на Первом частотном канале начиналось «Время», следом за ним был обязательный художественный фильм (иногда — многосерийный), а незадолго до «Времени» следовало включить Второй канал, чтобы дети могли посмотреть «Спокойной ночи, малыши!» и отправиться спать. Промо в современном понимании не было, в газетах публиковалась весьма аскетичная программа передач, в которой иногда даже не было названия фильма, который собирались показывать, — возможно, телевизионные редакторы на момент публикации и сами этого не знали. Программу передач из газеты предлагалось вырезать и сохранять всю неделю, трогательно обводя то, что заинтересовало, карандашиком.

В новейшей истории России анонсирующие способности бумажной телепрограммы значительно расширились — в середине 90-х, когда телевидения стало уже много и было что анонсировать, появился журнал «ТВ ПАРК», знаменитый в том числе и забавной рекламой самого себя (ролики снимал режиссер Юрий Грымов). Впрочем, в случае любого печатного издания, посвященного телевидению, речь, как правило, шла о ближайшей неделе — то есть целью было проинформировать зрителей о том, что они могут посмотреть уже скоро. Загадывать на целый сезон никто из каналов не собирался — но тогда и понятие сезона (несмотря на наличие телепремии ТЭФИ, очертившей хоть какие-то рамки) было размытым. Впрочем, размытым телевизионные сезоны остаются и сейчас (и не только в России), но дело не в этом.

Основные проблемы достались российскому телевидению по наследству от советского.

В первую очередь это смешанное вертикально-горизонтальное программирование — отдельные передачи и шоу (например, «Поле чудес») выходят в еженедельном формате, но фильмы по-прежнему должны в обязательном порядке показываться после вечернего «Времени» (или его аналога на других каналах). Причем с появлением и развитием индустрии производства сериалов подход не изменился. В начале 70-х годов советские зрители смотрели много вечеров подряд 12-серийные «Семнадцать мгновений весны», а сейчас российским зрителям предлагается посмотреть что-то многосерийное за ту же пару недель. Или даже быстрее. Свежий пример — 20-серийный фильм «Преступление», который Первый канал показал на этой неделе. За пять дней, по четыре часовых эпизода в день.

Эксперимент с «вертикалкой»

Кадр из сериала «Метод» (2015) Первый канал
Кадр из сериала «Метод» (2015)

Нельзя сказать, что этот пережиток прошлого вообще никого не беспокоит. Осенью 2010 года Первый предпринял беспрецедентную акцию по внедрению вертикального программирования — за одну сентябрьскую неделю в традиционный сериальный слот (21.30) было представлено четыре премьеры — «Побег» (адаптированный американский «Prison Break»), комедия «Гаражи», мистическо-приключенческие «Голоса» и остросюжетные «Банды».

Гендиректор канала Константин Эрнст при запуске проекта говорил в интервью «Русскому NewsWeek», что «вертикальное программирование позволяет ориентироваться и на ту часть аудитории, которая системно телевизор не смотрит, но раз в неделю может найти час, чтобы следить за понравившейся историей».

Но уже в январе 2011-го Первый вернулся к стандартной сетке вещания — эксперимент провалился.

Из четырех сериалов только «Побег» и только в первую неделю попал в тройку лидеров сериального рейтинга, по данным «TNS Россия» (сейчас — «Медиаскоп»); к концу ноября «Побег» остался в десятке (на восьмом месте), а остальные шоу вылетели из топ-10. Отметим, что другие каналы (в первую очередь — «Россия 1» и НТВ) сохранили горизонтальное программирование, а НТВ в момент запуска эксперимента Первого «выстрелило» двумя хитами — сериалами «Глухарь. Возвращение» и «Морские дьяволы – 4».

Другие попытки отечественных телевизионщиков перейти к вертикальному программированию были значительно скромнее.

СТС в 2013-м отдал вечер пятницы мистическому сериалу «Ангел или демон», планируя в дальнейшем полностью посвятить мистике этот день, чтобы привлечь поклонников этого жанра. Но и этот эксперимент провалился — несмотря на отсутствие сериальных показов у каналов-конкурентов по пятницам. «Ангел или демон» в итоге переехал на воскресенье, а второй сезон был показан на международном СТС International. Первый канал осенью 2015 года выпускал сериал «Метод» с Константином Хабенским и Паулиной Андреевой по воскресеньям, ближе к полуночи — и даже получил неплохие рейтинги для данного времени эфира; но «Метод» изначально был слишком жестким для стандартного слота, а поздний вечер воскресенья, как правило, свободен для различных нововведений.

Май не близко

Александр Масляков во время съемок юбилейной игры КВН, 2006 год Михаил Климентьев/ТАСС
Александр Масляков во время съемок юбилейной игры КВН, 2006 год

В итоге и анонсировать предстоящие сезоны российским телеканалам по большому счету незачем. Все тот же Первый в сентябре 2014-го выделил целое воскресенье на проект «Старт сезона», в котором представил все шоу, что собирается показать в ближайшие девять месяцев. Во время трансляции велось голосование зрителей, которое показало подразумевающуюся консервативность аудитории Первого — лидерами стали «Клуб веселых и находчивых» и спортивная игра «Большие гонки», «Поле чудес» с Леонидом Якубовичем, «Пока все дома» с Тимуром Кизяковым, «Модный приговор» и «Наедине со всеми» с Юлией Меньшовой.

Показ заявленных сериалов в итоге был растянут почти на два года — вмешался кризис и общее сокращение производства новых шоу; но, поскольку точных дат никто не называл, это прошло незаметно.

Впрочем, и другие российские каналы, которые анонсируют будущие сезоны — в последние годы это регулярно делают, к примеру, НТВ и СТС, — также не называют конкретных дат премьер, им более важно презентовать новые проекты. Это, конечно, в определенном смысле неудобно: любой продукт нуждается в рекламе, а рефрен «смотрите в новом сезоне» в проморолике даже самого качественного сериала (или любого другого шоу) оказывается почти равен утверждению «в другой жизни». И иногда такую рекламу приходится просто снимать с эфира — если показ рекламируемого шоу переносится на другую дату. Сравните с промоматериалами хотя бы «Игры престолов», в которых за год до премьеры нового сезона уже стоит конкретная дата. Даже увлекающегося Дэвида Линча канал сумел убедить, что точная дата за несколько месяцев до выхода первой серии — это много дополнительных зрителей, которые найдут способ отложить все дела и посмотреть долгожданное шоу.

За экспериментом Первого по внедрению вертикального программирования, кстати, с интересом следила вся отрасль. Любопытно, что проект все же не был прерван, его довели до конца — все сериалы были показаны до последней серии, несмотря на ужасающее положение с рейтингами. Но тот опыт все же оказался познавательным — под занавес «вертикалки» Эрнст в интервью журналу «Афиша» сказал, что на это программирование нужно переходить не какому-то одному каналу, а сразу нескольким. Правда, за прошедшие годы договориться, видимо, не удалось — российское телевидение по-прежнему живет по смешанной схеме, а зрители узнают о премьерах в лучшем случае за несколько недель до их выхода в эфир. И пока ситуация не изменится, своего «мая», когда все каналы дружно рассказывают о планах на следующий сезон, причем с точными датами, — у нас не будет.