Пенсионный советник

Рудольф Нуреев на Лысой горе

Владимир Мединский поддержал перенос премьеры балета «Нуреев»

,
slippedisc.com

«Шабаш извращенцев», «пропаганда», отмена или перенос — что происходит с балетом Кирилла Серебренникова «Нуреев»? «Газета.Ru» разбирается, почему премьера спектакля была перенесена на май 2018 года, кто и как пытался это объяснить и что теперь будет с постановкой о самом противоречивом русском танцовщике.

В балете Кирилла Серебренникова «Нуреев» не была доработана хореография, и это послужило причиной переноса премьеры на май 2018 года, заявил гендиректор Большого театра Владимир Урин на пресс-брифинге. Источники сообщают, что на это решение Урина повлияло Минкультуры. А в пресс-службе министерства на запрос «Газеты.Ru» сообщили, что «цензура и запреты не являются стилем работы ведомства». «Газета.Ru» попыталась отразить картину происходящего с постановкой и всю палитру мнений по поводу развязавшегося скандала.

Реклама

Что сказал директор

Свое решение о переносе премьеры спектакля «Нуреев», которая должна была пройти с 11 по 14 июля 2017 года, гендиректор Большого принял после первого прогона спектакля в минувшую пятницу. Это следует из заявления, сделанного на пресс-брифинге в театре, прошедшем 10 июля. Причиной, по его словам, стала

неготовность хореографической части постановки, а решение принималось совместно с балетмейстером спектакля Юрием Посоховым.

Более того, сначала рассматривались возможности доработать постановку и перенести премьеру на ближайшее время.

«Была идея не откладывать спектакль, репетировать неделю. [Потом] была идея перенести на сезон-2018/19. Но после прогона спектакля «Нуреев» я понял, что надолго откладывать спектакль нельзя. 4–5 мая 2018 года планируем премьеру», — рассказал Урин.

Планам дать «Нуреева» в июле помешал плотный график самого театра — уже 15 июля должна начаться подготовка к гастролям спектакля Бориса Эйфмана, а труппа Большого должна отправиться на гастроли в США. А перенести на осень 2017 года помешала загрузка хореографа «Нуреева» Юрия Посохова — ближайшие «окна» в его рабочем графике будут как раз в мае 2018-го.

Кирилл Серебренников, отвечающий в постановке за сценографию, режиссуру драматической части спектакля, а также за «общий замысел», по словам гендиректора, весной следующего года должен ставить спектакль в Мюнхене — однако пообещал либо приехать на репетиции, либо подготовить компетентного ассистента, который проследит за реализацией режиссерского рисунка.

Касаясь сути произошедшего, Урин рассказал, что основной проблемой стала синхронизация разных элементов хореографии, сведение их к единому целому.

Как следует из его слов, труппе спектакля не хватило тех дней, которые они могли репетировать на Исторической сцене Большого, а в репетиционных помещениях проработать эту синхронизацию не удавалось. Работа над постановкой началась в январе, однако наложилась на фестиваль в честь юбилея Юрий Григоровича, а также гастроли в Японии.

Сводить постановку вместе режиссер и хореограф начали 1 июля, а первый общий прогон состоялся в пятницу, 7 июля.

Владимир Урин признал, что в результате театр понесет репутационные потери, но при этом заявил, что финансовых потерь от отмены спектакля удалось избежать: вместо «Нуреева» в ближайшие будние дни обладатели билетов на премьеру смогут увидеть спектакль «Дон Кихот». Или — сдать билеты в кассу.

Что говорят другие

Эти объяснения, представленные Уриным на встрече с журналистами, противоречат сведениям, поступавшим из балетной труппы Большого — так, многие из них писали в социальных сетях о том, что, по их мнению, спектакль был полностью готов.

Исполнитель заглавной роли Владислав Лантратов выразил сожаление необходимостью расстаться на долгое время с персонажем, которого он «успел полюбить».

Кирилл Серебренников на просьбу «Газеты.Ru» прокомментировать уровень готовности спектакля отказался сделать это, сославшись на то, что оценивать уровень отрепетированности хореографии должны балетные.

Владимир Урин рассказал о звонке Владимира Мединского. По его словам, министр культуры РФ поинтересовался у Урина планами театра по данной постановке — с тем чтобы «знать, что отвечать журналистам». Однако источники «Газеты.Ru» утверждают,

что Владимира Мединского могли возмутить некоторые элементы сценографии и костюмов артистов.

По словам собеседников издания, в качестве задника используется фотография обнаженного Рудольфа Нуреева, а ряд артистов должны были выступать обнаженными.

В то же время анонимный собеседник агентства ТАСС выразился жестче — источник сообщил, что

«спектакль был перенесен по прямому распоряжению Мединского»,

возмутившегося обилием обнаженной натуры в спектакле и использованием известного портрета обнаженного Нуреева. Интересно, что затем эта новость исчезла с сайта ТАСС, а по прежнему адресу стала открываться другая. В ней агентство приводило комментарий Мединского по поводу переноса спектакля: «Мы с Владимиром Георгиевичем разговаривали, я это решение полностью поддерживаю. Оно взвешенное и правильное», — сказал Мединский ТАСС.

При этом, по словам источника «Газеты.Ru» в театральных кругах, знакомого с ситуацией, Мединский назвал постановку Серебренникова «шабашем извращенцев» и потребовал убрать «пропаганду».

В пресс-службе министерства на запрос «Газеты.Ru» о подтверждении этого факта сообщили, что «цензура и запреты не являются стилем работы ведомства». Там подтвердили факт телефонного разговора министра Владимира Мединского и директора Большого театра Владимира Урина, но отказались комментировать его содержание. При этом

Министерство культуры РФ официально опровергло информацию о том, что премьеру спектакля «Нуреев» в Большом театре перенесли по распоряжению министра культуры Владимира Мединского.

Гендиректор Большого на брифинге заверил журналистов, что в 2018 году спектакль выйдет «без изменений в сценографии» — то есть, по всей видимости, фотография обнаженного Нуреева в спектакле останется.

Собеседники «Газеты.Ru» уверены, что на Владимира Урина не могли надавить сверху в связи с делом «Седьмой студии», в рамках которого Кирилл Серебренников подвергся обыскам и был допрошен — тем более что гендиректор Большого театра успел зарекомендовать себя как человек, руководящий театром без оглядки на власть или общественное мнение.

Два года назад, в разгар событий вокруг новосибирского «Тангейзера», Урин не отменил постановки «Дон Паскуале» в Большом, несмотря на то что ее режиссер Тимофей Кулябин был именно в связи с «Тангейзером» привлечен к суду за «оскорбление чувств верующих». В свою очередь, события, развернувшиеся в «Гоголь-центре» и «Седьмой студии» в конце мая 2017 года, ни на день не прерывали подготовки «Нуреева», а сам Урин после задержания Серебренникова написал Владимиру Путину письмо с требованием справедливо рассмотреть дело и не злоупотреблять силовыми мерам в отношении творческих людей.

Герой и его авторы

Балет «Нуреев» задумывался Серебренниковым как биография Рудольфа Нуреева — советского танцовщика с мировой славой, солиста Кировского балета. Нуреев стал одним из самых известных балетных «невозвращенцев»: в 1961 году танцовщик попросил в Париже политического убежища и больше не приезжал в СССР.

Либретто для постановки написал сам Серебренников, а действие балета должно было включать в себя танец, пение, художественное чтение и элементы драматического театра.

Вместе с Кириллом Серебренниковым над спектаклем работали хореограф Юрий Посохов и композитор Илья Демуцкий — с ними же два года назад режиссер ставил в Большом балет «Герой нашего времени».

Именно в биографии Нуреева могут быть истоки для конфликта, который увидели ряд критиков. Балет включает в себя довольно подробный рассказ о жизни Нуреева, который был открытым гомосексуалом.

Владимира Урина могли смутить детально прописанное жизнеописание эксцентричного танцовщика и обилие ругательств, которыми Нуреев пользовался вне сцены.

Собеседники «Газеты.Ru» не исключают, что поводом отменить спектакль могла стать и сама фигура Кирилла Серебренникова. Разбирательство в отношении режиссера и созданной им «Седьмой студии» началось 23 мая: коллегам Серебренникова были предъявлены обвинения в хищении средств, выделенных на работу студии Минкультом. В этот день в «Гоголь-центр» пришли с обысками, а сам режиссер был доставлен на допрос в Следственный комитет. Кроме того, были задержаны его коллеги: экс-директор «Седьмой студии» Юрий Итин, ее бывшие генпродюсер Алексей Малобродский и главбух Нина Масляева.

Завершая брифинг 10 июля, Урин отметил, что отдавал себе отчет в том, что постановка может быть принята неоднозначно, с того момента, как прочел сценарий.

«Неоднозначная фигура со сложной судьбой, рассказать об этом будет непросто,

— сказал Урин. — Я прекрасно понимал, что там будет. Соответствующая тема, которая может вызвать определенное неприятие».