Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Спой и победи

Как вокальные конкурсы дошли до «Голоса»

Дженнифер Лопес во время финала 12-го сезона шоу «American Idol» в Лос-Анджелесе, май... Phil McCarten/Reuters
Дженнифер Лопес во время финала 12-го сезона шоу «American Idol» в Лос-Анджелесе, май 2013 года

Элвис Пресли, Сьюзан Бойл, Юлия Самойлова и шоу «Голос» — как развивались вокальные шоу талантов в мире и в России.

С того момента, как телевидение из некой диковинки превратилось в массовое развлечение, телевизионщики оказались заложниками аудитории. Не в том смысле, что они делали только то, что хотели зрители, но вот различные рейтинги стали иметь решающее значение — из-за низких показателей закрывались даже многообещающие шоу, а некие середнячки могли держаться в эфире долгие годы. Впрочем, такие случаи были чрезвычайно редки: зрительский отбор всегда действовал в сторону повышения зрелищности и качества программ. Но не последнюю роль играла и вовлеченность аудитории в то, что происходит на экране, — например, кулинарные или судебные шоу построены по такому принципу. А одним из наиболее простых способов эту вовлеченность организовать стали различные конкурсы. В том числе и вокальные.

Реклама

Элвиса не взяли

Wikimedia Commons

Началось все, как водится, на радио еще в дотелевизионную эпоху, а потом было адаптировано для телепоказов. Первой ласточкой стало шоу Original Amateur Hour, которое появилось в 1948-м, сначала выходило на Dumont Network, а потом переехало на NBC, где продержалось 22 года. Этот конкурс, собственно, и задал те стандарты, по которым существуют подобные шоу и сейчас, — отбор строгими судьями при прослушивании и последующие соревнования участников. Финал превращался в грандиозный концерт в Madison Square Garden, а победителю вручался приз и чек на полторы тысячи долларов.

Любопытно, что в радиоверсии этого конкурса однажды выступал Фрэнк Синатра, будущая звезда соула Глэдис Найт впервые пришла на шоу в семилетнем возрасте, а потом побеждала на нем трижды.

А вот король рок-н-ролла Элвис Пресли предварительное прослушивание провалил — но, может, и к лучшему.

В 80-е годы появилось шоу талантов Star Search, в котором участники уже разделялись по категориям (кроме вокалистов были востребованы модели и комики). Это был тоже многолетний телепроект, выходивший до 1995 года, в котором успели засветиться Джастин Тимберлейк, Бейонсе, Кристина Агилера и Бритни Спирс.

Где-то с конца 90-х вокальные конкурсы начали появляться ка грибы после дождя — и различные «Факторы», «Идолы» и «Голоса» вдруг оказались самыми популярными программами на телевидении. Вырос, кстати, и гонорарный фонд: победитель, например, шоу X Factor получил миллион долларов (помните про полторы тысячи на Original Amateur Hour?), а «Американский идол» заключал многомиллионный контракт на запись альбома.

В поисках талантов

Юлия Самойлова на шоу «Фактор А» Пресс-служба Первого канала
Юлия Самойлова на шоу «Фактор А»

Российское телевидение, конечно же, не могло пройти мимо повышения интереса к различным вокальным конкурсам, тем более что у нас был и собственный опыт в деле определения лучших и талантливых — еще в 70-е выходила передача «Алло, мы ищем таланты!» с Александром Масляковым в роли ведущего. Но когда в 2007-м канал «Россия 1» запускал «Минуту славы», то за образец там брали не советскую программу, а франшизу Саймона Коуэлла Got Talent. Формально, кстати, там можно показывать на сцене что угодно, но в историю британская, например, версия конкурса вошла благодаря певице Сьюзан Бойл, которая с победы в 2009 году выпустила уже шесть студийных альбомов.

Впрочем, подавляющее большинство современных российских вокальных конкурсов — это адаптации западных форматов.

Например, шоу «Стань звездой», которое выходило на «России 1» с 2002 года, взяло за образец новозеландский Popstars (впервые вышел в 1999-м), а стартовавшая тогда же на Первом «Фабрика звезд» — с испанско-голландского проекта Star Academy. Еще один проект — The X Factor — на отечественном телевидении превратился в «Главную сцену» телеканала «Россия 1» и «Фактор А» (благодаря участию Аллы Пугачевой) Первого канала, финалистом третьего сезона которого была Юлия Самойлова, которая должна была представлять Россию на «Евровидении-2017».

Уже пять лет с неизменно высоким рейтингом на Первом выходит шоу «Голос» (в основе — голландский The Voice, успешно адаптированный в десятках стран), а в конце апреля завершился четвертый сезон его детской версии.

Кстати, детские конкурсы для вокалистов тоже существуют — может, не в столь огромном количестве, как для взрослых, но их присутствие в эфире весьма заметно. Осенью 2016-го на «России 1» выходил уже второй сезон «Синей птицы», в которой исполнители разделены по категориям (как на упомянутом выше Star Search). А на следующей неделе НТВ завершит первый сезон своего нового шоу «Ты супер!» — конкурса для детей, оставшихся без попечения родителей, на который собрались участники почти из всех стран бывшего СССР. Финальный концерт состоится 26 мая в Государственном Кремлевском дворце.

А теперь — «Победитель»

Дмитрий Нагиев на шоу «Победитель» Максим Ли/Пресс-служба Первого канала
Дмитрий Нагиев на шоу «Победитель»

Вообще сейчас большинство конкурсов строятся по стандартам, заданным новозеландцами в Popstars. Именно на его основе был создан Pop Idol (в Британии) и American Idol (в США), который стал прототипом российского «Народного артиста» (выходил в нулевые на «России»). А придуманный позже голландский The Voice оказался одним из немногих успешных соперников этого формата.

На этой неделе Первый канал представляет еще один, новый для нашего зрителя формат — шоу «Победитель».

Основан конкурс на еще одном голландском шоу — The Winner Is («Победителем стал…», его придумал Джон де Мол, создатель «Большого брата» и «Голоса»), он немного похож на известную игру «Кто хочет стать миллионером?» — правда, участники вокального конкурса, разумеется, еще и поют.

В каждом выпуске «Победителя» начинают соревнование четыре пары конкурсантов — это могут быть как сольные певцы, так и целые коллективы. Жюри здесь намного больше, чем, например, на «Голосе», — в нем 101 музыкальный эксперт (например, продюсер Александр Кушнир или педагоги Большого театра), и им из каждой пары требуется выбрать одного исполнителя. Впрочем, результат голосования объявляется не сразу: сначала музыкантам предлагается взять деньги и покинуть проект, и один из них может воспользоваться этой возможностью. Затем музыкальные дуэли продолжаются между оставшейся четверкой, а потом — между двумя, можно сказать, финалистами.

Стоимость добровольного ухода растет с каждым этапом: сначала это 150 тысяч рублей, потом — 250 тысяч и 500 тысяч.

«Победитель» рассчитан примерно на два месяца (будет восемь отборочных выпусков и финал) и завершится примерно в середине июля. Победитель финала получит 3 млн рублей; в оригинальном шоу эта сумма составляла миллион долларов. Будет ли он настолько же популярен, как «Голос» (шестой сезон которого, будем надеяться, начнется в сентябре), покажет время. Но отметим, что в Голландии The Winner Is продержалось лишь один сезон, а на американском канале NBC, купившем права на формат, оно было завершено досрочно из-за низких рейтингов. Впрочем, у них не было Дмитрия Нагиева в качестве ведущего — а он и сам по себе шоу.