Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

По главной дороге

Самые запоминающиеся фильмы главного в России фестиваля кинодебютов «Движение»

На кинофестивале «Движение» в Омске вот уже пятый год подряд пытаются если не найти будущее российского кино, то хотя бы составить его фоторобот. «Газета.Ru» выбрала 10 самых важных открытий фестиваля этого года — на свой вкус и на вкус жюри.

«Ёф»

Студент режиссерской лаборатории МХТ, выпускник сценарного отдела ВГИКа и участник дюжины международных фестивалей Николай Сидоров-Французов привез в Омск 29 минут странной-престранной сказки — «Неонового демона», посетившего русскую деревню, или пелевинскую «Проблему верволка в средней полосе», накинувшуюся на скучающих летом подростков.

У «Ёфа» пока нет тех целостности, собранности и осознанности, которыми очаровывает один из главных призеров — якутский «Костер на ветру» (о нем см. ниже), но зато здесь есть наглость, остроумие и энергетика юности и какая-то прозорливость. Кажется, эти молодые кинематографисты понимают про жизнь не меньше, чем авторы «Американской милашки», — и умеют хоть и сбивчиво, но делиться своим опытом.

Что касается начинающих актеров — Игоря Бочкова, Ольги Добриной, Георгия Курденко и уже сыгравшей в «Квартете» Полины Виторган, — то им здесь очень повезло с оператором Климентием Гаммершмидтом. То, как он запечатлевает, словно в янтаре, красоту их молодости, куда важнее, чем собственно сценарий фильма, взявшего главный приз жюри в категории коротких метров.

«Три дня до весны»

Режиссера Александра Касаткина (как и представленную в смотре победительницу «Кинотавра» Оксану Карас, снявшую сериал «Отличница», не успев отдохнуть после «Хорошего мальчика») сложно назвать дебютантом: его фильмы «Дочь» и «Слушая темноту» за последние десять лет объехали весь мир.

Однако достоинство фестиваля «Движение» еще и в этом: в том, что под дебютом отборщики подразумевают и пробы себя в новых жанрах. «Три дня до весны» — это авантюрный военный триллер, играющий с альтернативной историей.

Действие происходит в блокадном Ленинграде, в котором немецкие диверсанты пытаются спровоцировать эпидемию чумы.

У главных героев — хмурого офицера (немногословный Кирилл Плетнев) и самоотверженной женщины-врача (завораживающая зрителей Анна Лотова) есть всего трое суток, чтобы остановить катастрофу.

«Три дня до весны» — кино абсолютно прокатное и массовое, но врученный ему приз зрительских симпатий вполне понятен критикам.

Как и авторы «Сталинграда», Касаткин снимает войну как театр, оглушая зрителя оркестровой музыкой.

Но в отличие от проектировщиков блокбастеров, он часто и смело нарушает жанровые конвенции. Романтическое напряжение между героями находит не тот выход, которого ждет зритель. Предателями оказываются не те герои, на которых ставишь. А в конце фильм позволяет себе такой сюжетный поворот, что критики ехидно хихикают — зато зритель рукоплещет. И, кстати, этот ход явно свидетельствует о самоотверженности сценаристов Аркадия Высоцкого и Александра Бороднянского: противоположный финал сделал бы их любимцами СМИ.

«Чемодан без ручки»

Короткометражный документальный фильм режиссера, оператора, монтажера, продюсера и фотохудожника Элен Нелидовой остался без наград, и это свидетельство непредвзятости «Движения»: Нелидова учится в Московской школе кино у Алексея Попогребского, а Попогребский — председатель жюри полного метра в этом году.

«Чемодан без ручки» — пример того, что талантливый и сочувствующий автор видит возможности для удивительной хореографии в самых банальных житейских историях.

Герои Вика и Сергей — молодые люди, которые ругаются, сомневаются, не всегда слышат друг друга, но, кажется, любят. И собираются пожениться. Восприятие этой истории целиком зависит от того, верит зритель в человечность и искренность автора или нет. Если нет, то показанное довольно унизительно для героев. Если да, то это красивая и мудрая история некиногеничной любви.

«Маленький поезд»

Еще одна короткометражка — на этот раз игровая, — которую можно обвинить в манипуляции чувствами зрителей, но можно и поблагодарить за начало разговора о важной и страшной теме. Те, кто знаком с режиссером и киноведом Тамарой Дондурей, подтвердят, что второй вариант — единственно возможный.

«Маленький поезд» — история о мальчике из двуязычной семьи, который все время молчит и воспринимает реальность не так, как того ждут от него взрослые.

Психоаналитик пытается ему помочь, но счастливый конец в этой истории по определению невозможен. «Маленький поезд» напомнил омскому зрителю о том, чем драматургия жизни отличается от драматургии кино, — и поэтому был удостоен специального упоминания жюри за лучшую режиссерскую работу.

«Про рок»

Лучший, по мнению жюри, документальный фильм «Движения» оказался картиной про то, как в стране фаталистов слушают рок — музыку, которая в нашем понимании транслирует голос судьбы. Такое кино хорошо бы показывать на фестивалях вроде SXSW в Техасе — настолько велико напряжение и богат контекст истории о встрече зубров рока (включая Владимира Шахрина) с молодым и незнакомым племенем музыкантов. И о том, что происходило со страной, пока режиссер пытался зафиксировать эту встречу на пленку.

«Гупешка»

Гупешка — это неприхотливая рыба и молчаливая божья тварь, способная выживать в самых жутких условиях. Еще Гупешка — это прозвище несчастной святой юродивой, с благодарностью принимающей любые издевательства своего мужа. Однажды в дом к Гупешке проникает другой мужчина — с бегающим взглядом, рваным носком и необъяснимой целью.

И рыба ненадолго оказывается в обстоятельствах, в которых не выжить и гупешке, — совсем без воды.

Театральный и кинорежиссер Влад Фурман поставил, а затем и снял «Гупешку» по знаменитой, уже много раз ставившейся пьесе Василия Сигарева, и узнаваемый стиль драматурга — одновременно и самое сильное, и самое слабое место картины. Его черный юмор, проницательность, точность психологических портретов, безжалостность к зрителю, одержимость поиском правды и честолюбивая внимательность к деталям давно известны.

Но известно и то, что пресловутые «свинцовые мерзости жизни» у Сигарева всегда побеждают эту самую жизнь, а шоковая терапия не заканчивается до тех пор, пока аудиторию не начнет тошнить.

Поэтому «Гупешка» столь же изящна, сколь и, увы, предсказуема в своих ключевых сценах. Но зато благодаря ей зритель узнает о фантастической актрисе Нелли Поповой — прекрасной, самоотверженной и, кажется, способной быть одинаково успешной в разных жанрах. Собственно, ей и достался приз за главную женскую роль.

«Каникулы»

Короткометражная лента, оставшаяся без наград, но заставившая запомнить имя ее автора — Юлия Калинина из ВГИКа. Два брата и девушка, которая встречается со старшим, но в зеркало заднего вида смотрит на младшего, отправляются на зимние каникулы в Крым.

По выразительности их короткая одиссея не уступает «Коктебелю», а по чувственности — работам Нигины Сайфуллаевой и Анны Меликян.

Сценарий, наверное, мог бы быть немного другим, но в сумбурных признаниях и отчаянных поступках героев есть правда, которую в отечественном кино — днем с огнем.

«Язычники»

Экранизация пьесы драматурга Анны Яблонской, погибшей во время теракта в Домодедово в 2011 году. Фильм снят той же труппой, которая играет «Язычников» на сцене «Театра.doc», а гибель Анны совпала с днем, когда ей должны были вручать премию «Искусство кино» — собственно, она прилетела на награждение.

Поэтому два приза, доставшиеся новому фильму от «Движения», очень символичны: это приз за сценарий и приз за лучший актерский ансамбль.

«Язычники» — история разобщенной и несчастной семьи (и ее невероятного соседа Боцмана), которую пытается на свой лад спасти внезапно нагрянувшая свекровь. Проблема в том, что герои (за исключением дочери-подростка, которую сверхубедительно сыграла тридцатилетняя Виталия Еньшина) почти ни во что уже не верят, а бабушка верит в Бога с карикатурным фанатизмом. В отличие от сериала «Молодой папа», чье отношение к религии остается загадкой после целого сезона, «Язычники» беспощадны в своей сатире. Но в этой одновременно страшной (актриса Татьяна Владимирова играет так, что ее нужно звать в экранизации Стивена Кинга) и остроумной пьесе все же остается пространство для необъяснимых чудес — а значит, и для тех зрителей, которые внутренне сопротивляются самой очевидной трактовке сюжета. Другими словами, это парадоксальное кино — и за его неоднозначность ему многое хочется простить.

«Нашла коса на камень»

Гран-при жюри получил фильм, на который не ставил, кажется, ни один критик, — криминальный гиньоль «Нашла коса на камень» Ани Крайс. Настоящее имя режиссера — Анна Круглова. Будущая победительница фестиваля родилась в сибирском городе Ангарске, училась на филолога в Иваново, а режиссером стала уже в Германии, в Кельнском институте медиаискусств. Возможно, поэтому фильм «Нашла коса на камень» — это взгляд на новейшую российскую историю одновременно и изнутри (с пониманием ее трагической сути), и со стороны (с юмором, причем юмором черным, как ночь).

Действие происходит в Иваново в начале 2000 года.

По телевизору Ельцин рассказывает о своем преемнике, а репортеры — о контртеррористической операции в Чечне.

Нищая русская молодежь танцует на дискотеках под узнаваемые хиты, нищая чеченская молодежь танцует у «Жигулей». Девушка возвращается одна ночью домой. Парень возвращается один из Чечни, оставив там мертвого брата. Их самый младший брат, эпилептик, которого не взяли служить, пытается отбить семейный гараж у мента и бандита. Тем временем добрая свидетельница Иеговы (гениальная Ксения Кутепова с золотым зубом) жалеет бомжа и приводит того домой.

Те, кто сомневался, что женщина может снять свой «Груз 200», могут больше не сомневаться.

«Нашла коса на камень» — микробюджетный, но честный трэш-хоррор, вырастающий, впрочем, в высокую драму — потому что имеет дело с незаживающей раной страны.

Сюжетных линий здесь много, вопросов к ним еще больше, но история трех братьев — это то, что очень понравится зрителю, успевшему посмотреть лишь два «Брата».

«Костер на ветру»

Приз за режиссуру на 5-м «Движении» получил наиболее целостный фильм смотра — якутская картина «Костер на ветру», в которой взаимосвязаны малейшие детали сюжета и любые и всяческие нюансы актерской, операторской, композиторской и цветокорректорской работы. А еще это картина с фантастической историей появления.

Режиссер Дмитрий Давыдов — преподаватель, директор школы и руководитель молодежного клуба из Якутии; прежде чем взяться за полный метр, вместе со своими юными учениками снял больше дюжины любительских фильмов.

«Костер на ветру» формально работа тоже любительская: в кадре вместо профессиональных актеров появляются соседи Дмитрия по селу, вгиковское образование на площадке, кажется, было только у талантливого оператора Ивана Семенова, а итоговый бюджет едва превысил миллион рублей.

И тем не менее ни на крупнейшем кинофестивале в корейском Пусане, ни на на ImagiNATIVE в Торонто к картине не относились снисходительно. После азиатской премьеры внимательнейшие зрители засыпали автора вопросами, суть которых можно свести к одному: «Как вам все удалось?» А в Канаде фильм стал гала-закрытием всей программы — то есть был удостоен высочайшей чести.

И вот теперь эту картину, сценарий которой был переведен с русского на якутский и которая шла в республиканском прокате с субтитрами, показали в Омске. Сформулировать ощущения сложно и спустя пять дней после премьеры: кажется, причины выразительной силы этого фильма лежат далеко за пределами кинематографа. Возможно, дело в языке: «Костер на ветру» звучит как античная поэма. Возможно, причина в природе Якутии. Или в невероятной органичности актеров, из-за которой ленту можно считать отчасти и документальной. Или в человеческом достоинстве, потому что воли к жизни, благородства, умения прощать и мудрости у якутского старика (главного героя картины) столько, что хватит на целую страну. И, конечно же, в самодисциплине автора, сумевшего вместить колоссальную трагедию в 85-минутный хронометраж и устоять перед множеством искушений, обычно стоящих перед драматургами-дебютантами.

Новости и материалы
Австрийский полковник заявил, что нехватка войск грозит ВСУ эффектом домино
Стало известно об искажении полной стоимости кредитов на финансовых маркетплейсах
Байден не интересуется действиями Трампа в судебных процессах
В Венесуэле сообщили, что страна считает себя частью БРИКС
Выяснилась причина, зачем родители нагружают детей секциями и проверяют их телефоны
Депутаты поделились идеями насчет отдыха на майские праздники
Белоруссия прописала в военной доктрине недопустимость нападения на другую страну
Солдатам ВС Франции обещают солидное вознаграждение за участие в боях на Украине
В Пентагоне признали провал поставленного США на Украину оружия
Маркировку о вреде для природы предлагают наносить на пластиковую посуду
Советники Трампа обсуждают санкции против стран, уходящих от доллара
Белоруссия будет помогать союзникам военной силой
Большинство россиян на отдыхе доверяют только своей аптечке
Ракетную опасность отменили в Белгороде и Белгородском районе
В МИД прокомментировали заявления Польши насчет размещения ядерного оружия США
Ученые нашли огромную концентрацию кокаина в водах крупнейшего порта Латинской Америки
В финском городе дважды за неделю сорвали украинский флаг у здания мэрии
В Белгороде и Белгородском районе объявлена ракетная опасность
Все новости