Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Видные евреи занимались всеми советскими делами»

Леонид Парфенов рассказал «Газете.Ru» о своем фильме «Русские евреи. 1918–1948»

23 марта Центр документального кино выпускает в прокат документальный фильм Леонида Парфенова «Русские евреи. 1918–1948» — вторая часть документальной трилогии, рассказывающей о выходцах из еврейской среды, ставших неотменимой частью российской истории и культуры. Накануне премьеры Парфенов рассказал «Газете.Ru» о том, откуда у русского журналиста интерес к еврейской теме, как государственная юдофилия сменилась советским антисемитизмом и почему создание Еврейской автономной области на Дальнем Востоке он решил оставить за кадром.

— Почему вы, совершенно русский человек, так интересуетесь еврейской темой?

— Я русский журналист и телеведущий, который всю жизнь снимает фильмы про безграничную широту родной русской цивилизации. Было три национальности, которые в разное время приходили в русскую карьеру, культуру, в русское общество и становились в больших городах второй титульной нацией.

Это русские немцы, русские грузины и русские евреи.

Потому что в русскую цивилизацию можно прийти откуда угодно, но, если ты становишься в ней своим, твое происхождение не имеет значения. В трилогии об этих трех народах «Русские евреи» — тоже трилогия.

— То есть для вас «Русские евреи» — это часть непрерывной хроники, начавшейся с Древней Руси и заканчивающейся современными «Намедни»?

— Нет, совсем не так мы работаем. Есть разные периоды, а к ним разные подходы, решенные в разных эстетиках. У меня нет в голове никакого тематического плана по эпохам — одно дело «Намедни. Наша эра», где свод феноменов по годам.

А совершенно другое, скажем, наш фильм «Глаз Божий» к столетию Пушкинского музея, где Табаков сыграл Ивана Цветаева, Познер — Пикассо, Игорь Владимирович Кваша — Эренбурга, Евгений МироновНиколая II, Владимир Этуш — приехавшего в 1973-м в Москву Шагала, а Михаил Ефремов сыграл истопника цветаевского дома, который, по воспоминаниями М.И. Цветаевой, был первым посетителем нынешнего ГМИИ.

Важно же не только, о чем ты рассказываешь, но и как. А это каждый раз очень по-разному.

— Про евреев говорили, что они в период после революции и до 1948 года стали превращаться из национальности в сословие. Не про это ли ваш фильм?

— Не слышал такой формулы. В смысле — в Америке это сословие финансистов, адвокатов, массмедиа, шоу-бизнеса? А в СССР — сословие физиков, музыкантов, шахматистов? Это скорее после 1948 года было, когда эти три сферы (физиков-ядерщиков, прежде всего) остались свободными для еврейских карьер.

До 1948-го — как раз никаких сословных стеснений.

А когда-то все дворники в Москве и носильщики на вокзалах были татары, а чистку и ремонт обуви держали ассирийцы — очень выгодный «кэш» считался. А уж что говорить про цветы и фрукты на рынках.

— Но при этом ваш фильм во многом о том, что именно отход евреев от своей традиции и культуры, их секуляризация обеспечила его представителям попадание в советскую элиту в первый период советской власти.

— Это началось еще до революции, и не только у евреев.

Реформы 1861 года, а потом столыпинские разрушали крестьянскую общину, а потом война, революция, индустриализация — сколько деревенских парней карьеры сделали.

На происхождение одних маршалов Советского Союза посмотрите. Евреи еще до революции массово выходили из общин — отец одного из действующих лиц нашего второго фильма, Леонида Каннегисера (поэт, стрелявший в Моисея Урицкого. — «Газета.Ru»), был видным питерским инженером, не отличавшимся по компетенциям от своих русских и немецких коллег — тогда инженеры были прежде всего из этих трех национальностей. Как в старом анекдоте: «Карл Маркс еврей, но мы его любим не за это».

Матвей Блантер написал «Катюшу» — она же не делается от этого из русской песни песней еврейской?

Или Утесов — от того, что его фамилия была Вайсбейн, он стал еврейским эстрадным певцом? Нет. Выход из традиционной общины — это не только революция, но вообще веление ХХ века.

— Кстати, о выходе из общины — как, по-вашему, почему именно словосочетание «безродный космополит» дошло до нас как синоним еврейства?

— Это эвфемизм советской пропаганды. Она была источником множества подобных формулировок: «группа антинародных театральных критиков», «врачи-убийцы в белых халатах».

Были еще и «лица еврейской национальности» — выражение, которое показывало, что просто «еврей» говорить неприлично.

У писателя Владимира Тендрякова была пародия на тогдашнюю патриотическую риторику: «Поднялись сорняки на русском поле, яровому колоску пробиться негде». Но это в третьем фильме «Русские евреи», где рассказывается про государственный антисемитизм позднесталинской эпохи.

— Зато в нынешнем фильме у вас совершенно не отражена тема строительства Еврейской АО и Биробиджана, начавшаяся в 1934 году, — уникального социального эксперимента советской власти по созданию еврейского колхозного движения и еврейской советской идентичности.

— Честно вам скажу, лететь в Хабаровский край, чтобы документировать заведомо провальный проект по построению еврейской республики... У нас же про русских евреев, а там хотели отгородить евреев еврейских. До чего нужно было не понимать ни нужд самих евреев, ни тех велений века, чтобы придумать колхозно-лесхозный советский Иерусалим далеко в Забайкалье. (Смеется.)

— Скажите, а бытующее в еврейской среде мнение, что на март 1953 года готовилось тотальное переселение евреев в ЕАО как репрессированного народа — это все-таки миф или действительно были такие планы?

— Миф — об этом тоже в третьем фильме. При плановой экономике ничего сделать тайно невозможно. Когда, репрессируя, в СССР перевозили многие тысячи корейцев, поляков, калмыков, чеченцев и ингушей — как бы оперативно это ни делали, осталось множество документов: приказов, распоряжений.

Всякие накладные на транспорт, топливо, выделение охраны, сопровождающих, списки переселяемых.

В 1953-м вагонов только для Москвы на вывоз 300–400 тысяч человек потребовалось бы сколько — а ничто не указывает на то, что их начинали реквизировать под нужды такого переселения.

— Давайте еще залезем в тему следующего фильма: почему евреи из представителей элиты стали преследуемым народом, пошли в диссидентство и антисоветчики, откуда взялся просуществовавший до конца СССР государственный антисемитизм?

— Взываю: давайте не будем залезать в следующий фильм, а просто дождемся его. Да, в первом и особенно во втором фильме трилогии действует Максим Литвинов (видный большевик, нарком иностранных дел в 1930-х. — «Газета.Ru»), а в третьем фильме появится его внук, Павел (физик, правозащитник, участник «демонстрации семерых» против ввода войск в Чехословакию в 1968 году. — «Газета.Ru»).

— Ваша нынешняя картина в хорошем смысле безжалостна — в частности, в ней находит подтверждение тот факт, что евреи во многом заложили фундамент «красного террора». А в другом эпизоде вы рассказываете о совместном советско-германском параде в Бресте, который принимают генерал Гудериан и советский военачальник Семен Кривошеин, еврей по национальности. Не боитесь, что ваш фильм будет негативно воспринят еврейской общиной — или, скажем, что «охранители», близкие к Минкультуры, обвинят вас в фальсификации истории?

— Фальсификация истории — говорить, что этого не было.

Видные евреи советского периода занимались всеми советскими делами, и это тогда было в том числе формой их обрусения.

Не было в их деятельности ничего действительно исконно национального, происхождение на карьеру менее всего влияло. Это потом кому-то будет мешать еврейство палача Ягоды, кому-то — еврейство мелодиста Дунаевского. Так что ваше слово «безжалостна» я расцениваю как комплимент.

Новости и материалы
Евросоюз нарастил производство снарядов до 1 млн в год
В российском регионе задержали пьяного мужчину с 12 тротиловыми шашками
Захарова назвала хамством МОК о бойкоте Игр дружбы в России
В Польше заявили, что Россия готовится к конфликту с «оборонительным альянсом» НАТО
Еврокомиссия признала, что не смогла поставить Киеву 1 млн боеприпасов за год
Путин заявил о попытке ВСУ устроить террористический рейд у границ России
В Латвии пожелали России поражения на Украине
В Мурманске задержали главу филиала Росморпорта из-за взятки
Пассажир не смог найти посадочный талон и устроил скандал в екатеринбургском аэропорту
Канье Уэст оголил ягодицы своей жены перед публикой
Российский зерновой союз назвал последствия новых пошлин ЕС на зерно из РФ
Муж экс-солистки «Тату» пошутил, что сделал операцию у Хайдарова: «Огребу»
Американский военный признал, что Запад не готов вести сложные бои, как на Украине
МОК назвал Игры дружбы циничной попыткой России политизировать спорт
Путин заявил, что нужно наращивать боеготовность не только на суше, но и на море
Путин назвал главную гарантию выполнения стоящих перед Россией задач
ЦБ Армении запретил обслуживать карту «Мир» из-за возможных санкций США
«Пришел Сережа»: Mia Boyka пожаловалась, что покинула «Маску» из-за Лазарева
Все новости