Пенсионный советник

Пушкин, или Туда и обратно

На Первом канале начался показ сериала «Выйти замуж за Пушкина»

Игорь Карев
Кадр из сериала «Выйти замуж за Пушкина» Пресс-служба Первого канала
Кадр из сериала «Выйти замуж за Пушкина»

Влюбиться в ученого, уехать на родину Пушкина вопреки воли могущественного отца и спасти своего избранника от его гнева — Первый канал начал показ сериала «Выйти замуж за Пушкина».

Крупный московский бизнесмен Виталий Сазонов (Роман Мадянов) желает своей дочери Лене (Александра Бортич) только счастья. Он даже подобрал ей подходящего жениха — Максима (Павел Кузьмин), который способен обеспечить своей жене подходящие ее статусу настоящее и будущее. Но дочка попалась с норовом — случайно встретив молодого пушкиниста, которого зовут Александр Сергеевич Зверев (Дмитрий Гудочкин), она отменяет свадьбу и начинает оказывать ученому прямолинейные знаки внимания.

Сдаваться не в правилах Сазонова — и вот Зверев становится участником драки, а потом вылетает и из института. Но неурядицы в его жизни только заводят Лену, которая срочно отправляется в Псков, чтобы исправить нанесенный ущерб. Ее не останавливают ни угрозы отца, ни домогательства официального жениха, ни применение матерью нетрадиционных методик внушения.

Правда, сам Александр Сергеевич помощи от случайной знакомой не ждет, он всего лишь хочет, чтобы его оставили в покое.

Первый канал начал показ многосерийной картины Владимира Краснопольского и Валерия Ускова «Выйти замуж за Пушкина».

Краснопольский и Усков прославились еще в советское время, сняв «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов» — большие эпические полотна о судьбах обычных людей, прошедших через революции 1917 года и все войны, в которых так или иначе участвовал СССР, а также через изменение внутренней политики государства. Уже в независимой России они на пару сняли исторического «Ермака», еще одну эпопею «Две судьбы», действие которой начиналось в 1960-е, а заканчивалось в 1990-е, а также многосерийный байопик Вольфа Мессинга. В 2014-м Краснопольский и Усков снова выстрелили — 24-серийной исторической мелодрамой «Дом с лилиями», в которой проследили жизнь своих героев с конца Великой Отечественной до современности; сериал стал одним из самых рейтинговых фильмов года.

Сериал «Выйти замуж за Пушкина» совершенно не похож на предыдущее творчество режиссерского тандема.

На ТНТ или на СТС этот сюжет вполне мог превратиться в ситком с закадровым смехом — у «Пушкина» для этого есть все задатки.

Причем совсем недавно, этой весной, СТС показал комедию про Пушкина — вернее, про его двойников, актеров и неприятности, которые они могут продуцировать. Получилось, правда, не очень — авторы этого сериала, кажется, так и не определились, каким образом они собираются рассмешить зрителей, и явно опасались как-то задеть светлый образ великого русского поэта.

Поэтому тот «Пушкин» получился неопределенным — как по сюжету, так и по юмору.

«Выйти замуж за Пушкина» с юмором тоже заигрывает, но делает это настолько осторожно, что на попытки можно не обращать внимания. Это, конечно, драма — примерно как «Вечный зов» или «Дом с лилиями», просто без присущего Краснопольскому и Ускову размаха. В этом фильме они подменяют эпичность избыточными подробностями жизни своих героев.

В принципе, подмена объяснимая. Сериал — это экранизация повести драматурга и сценариста Александра Галина «Объект по имени Пушкин», которая просто не содержит достаточного для восьми серий количества событий, да и число персонажей не настолько огромно, чтобы создать привычные для режиссеров несколько сюжетных линий. С похожей проблемой, кстати, столкнулся Питер Джексон, когда взялся за повесть Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно». Но у Джексона в помощь был огромный и детально разработанный мир «Властелина колец», многочисленные комментарии и дополнения, и даже с такой поддержкой ему пришлось хорошо извернуться, чтобы растянуть «Хоббита» на три трехчасовых фильма.

У Краснопольского, Ускова и их автора сценария Марии Сапрыкиной («Паук», «Салам Масква») своего «Властелина колец» (как и подобного бюджета) для «Пушкина» не нашлось — и их сериал превратился в затянутую историю, которую можно было бы рассказать намного динамичнее и быстрее. Но односерийные телефильмы сейчас не в моде, поэтому просто следует не упустить случая, чтобы посмотреть на виды села Михайловского, где и снимался фильм о нелегкой любви современного пушкиниста.