Пенсионный советник

«Рай» идет на «Оскар»

Гестапо, коллаборационисты и русская аристократка: «Рай» Кончаловского вошел в шорт-лист «Оскара»

Александра Борисова
__is_photorep_included10431803: 1

Фильм Андрея Кончаловского «Рай» вошел в шорт-лист кинопремии «Оскар» в номинации «Лучшие фильмы на иностранном языке». Ранее лента была выдвинута на «Золотой глобус», но в финальный список номинантов не попала.

Сам режиссер выразил благодарность Оскаровскому комитету за выдвижение, однако назвал борьбу за главную премию американской киноакадемии смешной. На пресс-конференции в МИА «Россия сегодня», посвященной «Раю», Кончаловский сказал, что добиться свободы в кино способен лишь «сумасшедший или человек, который уже завоевал на этом рынке свое место, растолкав всех локтями».

Премьера картины состоялась 8 сентября 2016 года на Венецианском кинофестивале — там же она принесла Кончаловскому «Серебряного льва» за режиссуру. Сюжет фильма развивается в 1942 году и построен на переплетении судеб княгини-эмигрантки Ольги (Юлия Высоцкая), участницы Сопротивления, француза-коллаборациониста Жюля (Филипп Дюкень) и высокопоставленного офицера СС Хельмута (Кристиан Клаусс). Героиня Высоцкой боится физической боли, но ей предстоит пройти через пытки гестапо и пойти на сделку с коллаборационистом, чтобы избежать концлагеря.

Сделка тем не менее срывается, Ольга попадает в концлагерь и встречает там «истинного арийца» Хельмута — не рядового нацистского садиста, а «идейного палача», свято верящего в то, что гитлеровской Германии суждено установить тот самый «Рай» на Земле.

В Ольге Хельмут узнает женщину, с которой некогда провел ночь в Тоскане.

На пресс-конференции Кончаловский заявил, что немцы будут смотреть его фильм «с некоторым ужасом» из-за чувства вины, которое им «вбили в голову». «Я говорил с ними, они опускают глаза и краснеют, для них это очень тяжело. Они научились избегать этих вопросов», — цитирует режиссера «Россия сегодня». Он также выразил надежду на то, что уничтоженный нацизмом великий немецкий дух возникнет вновь, и подчеркнул, что на внуках и детях не лежит вина за преступления дедов.

«Рай» — это первый фильм Андрея Кончаловского, номинированный на «Оскар».

В 2015 году режиссер получил премию «Золотой орел» за лучший сценарий к фильму «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», годом ранее тот же фильм был удостоен «Серебряного льва» за лучшую режиссерскую работу.

В 2002 году его фильм «Дом дураков» завоевал особый приз жюри Венецианского кинофестиваля. Ранее Кончаловский был награжден специальным серебряным «Святым Георгием» Московского международного кинофестиваля за вклад в мировой кинематограф, премией «Ника» за лучшую режиссуру фильма «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», прайм-тайм премией «Эмми» в номинации «Лучшая режиссура мини-сериала, телевизионного фильма или драмы» и премией «Юсси» в номинации «Лучший иностранный режиссер».

Кроме «Рая» Кончаловского на «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» выдвинуты еще восемь картин, среди которых преобладают участники основного конкурса Каннского кинофестиваля в 2016 году. В борьбе за премию участвуют также фильм Марена Аде «Тони Эрдманн», лента иранского режиссера Асгара Фархади «Коммивояжер» и картина четырехкратного лауреата Каннского фестиваля Ксавье Долана «Это всего лишь конец света». Вместе с ними в шорт-листе значатся фильмы из Австралии, Дании, Норвегии, Швеции и Швейцарии.

Нынешняя версия шорт-листа — не окончательная: в ближайшее время к членам исполнительного комитета академии присоединятся приглашенные эксперты из Лос-Анджелеса, Лондона и Нью-Йорка, которые в результате сократят список претендентов на премию до пяти позиций. Финальный шорт-лист этой категории будет объявлен 24 января 2017 года, а церемония вручения «Оскара» пройдет в Лос-Анджелесе 26 февраля.

Фильмы, которые предлагаются в номинанты «Оскару», в России выбирает специальный комитет Национальной академии кинематографических искусств и наук под руководством Владимира Меньшова.

В комитет входят российские лауреаты и номинанты «Оскара», а также режиссеры и продюсеры, чьи фильмы получали главные призы фестивалей класса «А».

В советское время похожая комиссия существовала при Союзе кинематографистов. C 1942 года «Оскар» получили пять российских фильмов: документальная лента «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» Леонида Варламова и Ильи Копалина (1942), «Радуга» Марка Донского (1944), «Война и мир» Сергея Бондарчука (1968), «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова (1980) и «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова (1994). Кроме того, в 1975 году премии был удостоен фильм «Дерсу Узала» Акиры Куросавы совместного производства СССР и Японии, а в 2000 году «Оскар» дали художнику-мультипликатору Александру Петрову за короткометражный мультфильм «Старик и море», созданный в Канаде.

В разное время были номинированы, но так и не получили «Оскар» российские фильмы «Братья Карамазовы» (Иван Пырьев, 1970), «А зори здесь тихие…» и «Белый Бим Черное Ухо» (Станислав Ростоцкий, 1973 и 1979), «Частная жизнь» (Юлий Райзман, 1983), «Урга: территория любви» и «12» (Никита Михалков, 1993 и 2008), «Кавказский пленник» (Сергей Бодров, 1997), «Вор» (Павел Чухрай, 1998), «Левиафан» (Андрей Звягинцев, 2015) и другие картины — всего 17 художественных, документальных и анимационных фильмов с 1947 года.

-