На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Умер режиссер-сказочник Михаил Юзовский

Ушел из жизни главный сказочник нашего кино Михаил Юзовский

На 77-м году жизни скончался Михаил Юзовский — автор «После дождичка в четверг», «Тайны железной двери» и других знаменитых киносказок, а также многих выпусков «Ералаша». Прощание с режиссером пройдет 26 ноября.

Фильмы и другие работы этого режиссера куда известнее его самого — его «Раз, два, горе не беда» и «После дождичка в четверг» становятся незаменимыми, когда надо чем-то занять ребенка на час с лишним. Для этого теперь необязательно даже включать телевизор — его картины давно стали «публичной собственностью» и целиком выложены на видеосервисах.

Так что можно с полной уверенностью утверждать, что этот человек с добрым и усталым лицом ежедневно входит в каждый дом и учит наших детей хорошему. Вернее, входил — и очень странно говорить о нем в прошедшем времени.

Потомственный интеллигент, сын театрального критика и сам театровед, Юзовский начинал с работы ассистентом у Александра Роу на «Вечерах на хуторе близ Диканьки» (1961) — мастера, которого он боготворил и у которого, по собственному признанию, учился. Позднее принял участие с собственной новеллой в альманахе «Полчаса на чудеса».

А затем снял свой первый полный метр — «Тайна железной двери» по мотивам повести Юрия Томина «Шел по городу волшебник», в котором зазвучали песни замечательного барда и композитора Евгения Аграновича. Собирать вокруг себя сообщество достойных и талантливых — это умение, обозначившееся на первой картине, в дальнейшем раскроется в полной мере.

В его картинах с удовольствием играли Олег Табаков, Валентина Талызина, Семен Фарада и другие.

«Сказка давала им возможность похулиганить, окунуться в тот мир, с которым они редко соприкасались» — так говорил о своих знаменитых артистах Юзовский.

В его фильмографии всего восемь работ, зато каждая из них стала классикой советского детского кинематографа.

И не просто классикой, а своего рода фундаментом жанра кино для детей, невероятно развившегося, возвысившегося в советское время и рухнувшего в небытие в постсоветское — хорошо сделанного, тонкого, смотрящего на мир с высоты детского роста.

Впрочем, его мало занимали веселые школьные будни «Малявкина и Компании» и романтический реализм «Вам и не снилось», он обожал сказки, и только их. Но обожал не любовью эскаписта, использовавшего былинные сюжетные просторы и классические истории для внутреннего бегства от необходимости снимать советские агитки, а полнокровной и радостной любовью художника к материалу.

«В жанре сказки есть вообще все, но в очень красивой упаковке», — говорил он. Забывая сказать, что именно эту упаковку придумывал именно Юзовский.

Его «Тайну железной двери» сейчас можно смотреть как энциклопедию советской жизни 60-х — начиная от предметного мира и одежды и заканчивая тогдашними характерными словами и выражениями. Незаслуженно неизвестный «Засекреченный город» — как модель взаимоотношений взрослых в тогдашнем обществе, полностью копируемую детьми в пионерлагере.

Зато известнейший, увенчанный призами «После дождичка в четверг» может служить пособием для молодых художников театра — настолько проработан там кажущийся нарочито декоративным весь сказочный мир.

Сравнительно небольшое число фильмов в фильмографии он компенсировал большим количеством работ в малой и до некоторых пор самой желанной детям, а также их родителям форме — «Ералаше», автором многих выпусков которого он был. Киножурнал, знавший взлеты и падения, своими самыми крепкими классическими выпусками обязан именно ему.

Например, вот этой миниатюрой, автором сценария которой стал знаменитый Виктор Драгунский.

В свои работы он с легкостью завлекал своих артистов — например, Татьяну Пельтцер.

Или ставил историю целиком на одного, самого органичного артиста — ребенка.

При всей своей скромности Юзовский никогда не чувствовал себя на периферии и прекрасно понимал значение работы, выполняемой им и его коллегами.

«Те, кто сейчас снимает сказки, совершают подвиг, — говорил он. — И мы, сказочники, относимся друг к другу с большой симпатией».

А затем жаловался, что в современных образцах жанра не хватает воздуха. Что ж, в память о великом мастере своего дела режиссерам следующих за ним поколений есть о чем задуматься. Потому что учителя в этом нелегком (как полагал сам Юзовский) деле им теперь явно будет не хватать.

Новости и материалы
Трамп одной фразой оценил вероятность встречи с Путиным
ВСУ атаковали предприятие в Брянской области
Ветеран «Спартака» и «Краснодара» рассказал, кто больше заслужил победу в их матче
Полиция спасла 12-летнюю девочку, которую мать продала в массажный салон
Fan ID будут внедрять в другие виды спорта
Мантуров стал главой попечительского совета Всероссийского музея декоративного искусства
Врач рассказала, кому не стоит есть фейхоа
Зеленский назвал условие для встречи с Путиным
Врач рассказала о пользе фейхоа при йододефиците
Собчак выругалась матом на запрещенную соцсеть
Юриста в России осудили на три года за мошенничество на сумму более 25 млн рублей
Ученые раскрыли секрет высокого интеллекта
Жительница Белгородской области пострадала при атаке дрона ВСУ
«Отпуск мечты» на круизном лайнере закончился для пары укусами десятков клопов
В Чувашии заявили о готовности стать пилотным регионом по запрету вейпов
Кушанашвили рассказал о разборках Юрия Антонова с «Иванушками»
«Пустить жизнь под откос»: легенда «Спартака» о пожизненном отстранении Садыгова от футбола
Медведев призвал увеличить финансирование реабилитации бойцов СВО
Все новости