Пенсионный советник

28 самураев

В Волоколамске состоялась премьера фильма «28 панфиловцев»

Ярослав Забалуев 16.11.2016, 21:38
Кадр из фильма «28 панфиловцев» (2016) 28 панфиловцев
Кадр из фильма «28 панфиловцев» (2016)

16 ноября в Волоколамске прошла премьера «28 панфиловцев» — краудфандингового рекордсмена, образца народного кино и одного из самых скандальных кинопроектов последнего времени.

16 ноября 2016 года исполняется 75 лет со дня подвига солдат 4-й роты 2-го батальона 1075-го стрелкового полка, остановивших наступление фашистской армии на Москву в районе деревни Дубосеково. Наиболее известны эти события благодаря заметке в газете «Красная звезда» от 27 ноября 1941 года, в которой и возникли сакральные «28 панфиловцев».

Сегодня в Волоколамске в семи километрах от мемориала, установленного на месте боев, прошла всероссийская премьера одноименной картины — с участием авторов и министра культуры РФ Владимира Мединского, который сыграл в ее судьбе не последнюю роль. В прокат фильм выйдет через неделю — годовщина боя, к сожалению, совпала с выходом спин-оффа приключений Гарри Поттера «Фантастические твари и где они обитают».

История создания картины едва-едва не дотянула до самостоятельного сюжета для экранизации. В 2009 году петербуржец Андрей Шальопа написал сценарий фильма о героях-панфиловцах, осуществив собственную детскую мечту. Не сумев получить государственное финансирование, он запустил краудфандинговый проект и установил всероссийский рекорд, собрав 30 млн рублей. Этого хватило, чтобы приступить к съемкам, но, разумеется, такой суммы было мало для того, чтобы создать полноценное батальное кинополотно.

В результате на одном из поздних этапов к созданию картины подключился Минкульт, покрывший остаток расходов на безвозвратной основе. По словам Шальопы и его соратников, в производственный процесс чиновники не вмешивались.

Завершение производства «Панфиловцев» совпало с громким скандалом — выступлением главы Госархива Сергея Мироненко, напомнившего, что по результатам расследования военной прокуратуры подвига двадцати восьми солдат не было. Владимир Мединский, в свою очередь, недавно назвал сомневающихся в героизме панфиловцев «кончеными мразями».

Оба выступления естественным образом подогревали интерес к картине, которая обещала стать чем-то бóльшим, чем очередным военным блокбастером.

Впрочем, скандала не получилось. На прошлой неделе фильм показали прессе, после чего авторы фильма поднялись на сцену, но никакой дискуссии не случилось. Да, был задан вопрос по поводу выступления Мироненко и «конченых мразей», на что Шальопа и его соавтор Ким Дружинин напомнили полную формулировку: подвига 28 человек не было, а подвиг роты — был. То же самое показано и в фильме.

Картина, несмотря на стилизованные шрифты, не имеет ничего общего с комиксовой мясорубкой «300 спартанцев» Зака Снайдера. Это очень аккуратное и педантичное воссоздание, а вернее сказать, «реконструкция» событий. Собственно, точность и достоверность — лучшее, что есть в картине. Бой показан исторически безупречно, все знаки отличия на формах бойцов в полном порядке, танки — возможно, лучшие танки в российском кинематографе последних лет. При этом что касается непосредственно героической части, тут тоже не придраться.

«28 панфиловцев» ни разу не превращаются в «Коммандо»: механика удержания позиций продумана безупречно и легко пройдет проверку придирчивых экспертов.

С тем, что авторы добавили, что называется, «от себя», проблем несколько больше. Диалог, в котором солдаты, еще не знающие о своей ближайшей судьбе, обсуждают сюжеты «Семи самураев» и «Великолепной семерки» (не снятых и еще даже не придуманных), проходит по ведомству вездесущего вируса Тарантино, жертвами которого становятся неокрепшие в самобытности режиссеры. Разговоры про «Родину» и «Отечество», напротив, написаны и сыграны вполне вдохновенно и убедительно: герои, среди прочего, остроумно обходят слова «Советский Союз» и «Сталин», заменяя их словом «Россия».

То же касается и ненавязчиво проведенной линии про народное единство украинцев, казахов и киргизов, которые, сплотившись, стали русскими.

С другой стороны, картине отчетливо недостает собственно драматургии. Развернутая экспозиция вроде бы призвана заставить зрителя полюбить героев, но ни про кого из них нельзя сказать ничего, кроме того, что они славные советские (типажи подобраны очень добротно) парни. Однако для сопереживания этого, конечно, недостаточно.

Никто не оспаривает подвиг и героизм, но о них зритель либо знает, либо узнает на уроках истории. В первом случае необходимость просмотра «28 панфиловцев» может быть продиктована разве что специализированным интересом к военной технике. Если же речь идет о подростках, то в двенадцатилетнюю аудиторию картина вполне может попасть, но после сеанса рекомендуем показать этим заинтересованным чадам «Живых и мертвых» или «Они сражались за Родину».