Инкассаторы, везущие выручку универмага, сворачивают на заброшенную дорогу. Молодой водитель объясняет новый маршрут поручением бригадира. На этой дороге их поджидает милицейский желтый «УАЗ», но подошедший милиционер по имени Михаил (Юрий Ицков) стреляет в одного из инкассаторов, а другого после недолгой погони убивают новые члены банды — Нюра (Александра Бортич) и Сергей (Сергей Белов).
Пока бандиты делят деньги и убирают следы, на место преступления прибывают настоящие стражи порядка — майор Черкасов (Андрей Смоляков) и его начальник полковник Саблин (Вадим Андреев), к ним присоединяется лейтенант Соня Тимофеева (Марина Александрова), и они начинают очередное расследование. Им надо торопиться — нападения не прекращаются, и в следующий раз преступники убивают не только инкассаторов, но и их милицейское сопровождение. Кроме того, они откуда-то добывают автоматы.
Первый канал начинает показ сериала «Шакал», в котором майор Черкасов снова ведет непримиримую борьбу с преступниками советского времени.
Началась эта эпопея в 2012-м, когда вышел многосерийный фильм «Мосгаз». Он был основан на реальной истории реального преступника, который в начале 1960-х грабил и убивал, маскируясь под работника газовой службы. Вторая часть была показана спустя два года; в ней рассказывалась история Антонины Макаровой, которая в годы Великой Отечественной войны была палачом Локотской республики и убила полторы тысячи человек, а потом долго скрывалась от правосудия. В третьей части — «Паук» — речь шла о двух братьях-акробатах, которые смогли похитить из Госбанка Армянской ССР почти полтора миллиона рублей — огромные деньги по тем временам.
Сценарии ко всем фильмам (кроме «Паука», над которым работала группа сценаристов) написала Зоя Кудря, и все эти сериалы отличались очень приблизительным следованием историческим деталям. Сделано это, видимо, было специально — чтобы как можно дальше уйти от документальности повествования, свойственной, например, передаче «Следствие вели» Леонида Каневского. Следует отметить, что в итоге эта цель была достигнута — изучать настоящие расследования по «Мосгазу» и его сиквелам точно не стоило. Впрочем, на рейтингах такое пренебрежение недавней историей не сказалось — фильмы этой серии были одними из самых рейтинговых на российском телевидении.
Впрочем, «Шакал» идет еще дальше своих предшественников.
Его сценарий (его также написала Кудря) не основан на каких-то определенных расследованиях, а является своеобразным сборником времен начала кровавого бандитизма, который, по словам авторов, и привел к беспределу 90-х. Соответственно, и преступники вымышлены — хотя в основе и лежат архетипы из различных криминальных фильмов. В том числе, например, Бонни и Клайд советского пошиба — те самые молодые бандиты Нюра и Сергей, совершенно непохожие на кровавых убийц, предельно жестокая сущность которых проявляется во время «работы».
Вот эта жестокость и отличает «Шакала» от предыдущих фильмов серии, в которых сами преступления оставались где-то за кадром, а основное действие было посвящено именно следствию. В новой части не так — и зрителям предстоит подготовиться к тому, что на Первом будут показывать пусть не такие кровавые сцены, как, допустим, на HBO или Starz, но все же жестче обычного.
Единственное, что остается неизменным в этой франшизе, — главные герои, неустанно ведущие борьбу со злом.
Никого, кажется, не смущает даже то, что Черкасову и Тимофеевой как повысили звания в «Мосгазе», так и оставили их без поощрений на долгие годы. Следователь так и остается майором, а криминалист — лейтенантом, хотя действие первого фильма происходило в 1962 году, «Палача» — в 1965-м, «Паука» — в 1967-м, а «Шакал» — это уже 70-е. Но, видимо, это не особо важно. Главное, что Черкасов и Тимофеева оказались на редкость похожими на знаменитое трио «ЗнаТоКи», которые начинали вести свои расследование еще в 70-е, а значит, преступники все равно будут изобличены, зло наказано, а справедливость восторжествует.