Пенсионный советник

Хорошо живет на свете

В российском прокате «Светская жизнь» Вуди Аллена

Ярослав Забалуев 21.07.2016, 11:16
Gravier Productions

В российский прокат выходит «Светская жизнь» — ностальгическая трагикомедия Вуди Аллена про любовь в Голливуде с Джесси Айзенбергом и Кристен Стюарт, один из лучших фильмов режиссера последних лет.

1930-е годы. Немножко несуразный юноша Бобби (Джесси Айзенберг) из семьи добропорядочных нью-йоркских евреев приезжает в Лос-Анджелес, немного стесняясь своего сильного желания сделать карьеру в кинобизнесе. Кроме того, герою очень хочется любви, но присланной по протекции брата-гангстера неудавшейся актрисой, а ныне проституткой он довольствоваться не готов, даже оставшись в одних трусах. С разрешением внутренних и внешних проблем Бобби должен вроде помочь его дядя Фил (Стив Каррелл) — маститый голливудский деятель. Но первым делом парень, разумеется, влюбляется в его секретаршу (Кристен Стюарт), у которой с давно женатым дядюшкой, само собой, роман.

Возникший треугольник вроде бы должен разрешиться тягучей и плаксивой драмой, но, поскольку это фильм Вуди Аллена, все будет совсем иначе.

Gravier Productions

Год назад на экраны вышел сорок шестой фильм Вуди Аллена «Иррациональный человек», который был довольно прохладно встречен прессой и зрителями, но эта небольшая неприятность не ввела в заблуждение тех, кто давно знаком с творческими методами режиссера. Аллен выпускает по фильму строго раз в год, и если один вышел не очень, то следующий наверняка заставит вспомнить, за что мы любим нью-йоркского классика. Так получилось и на этот раз: «Светская жизнь» — один из лучших фильмов режиссера за последние годы, но, как это часто с ним бывает, объяснить его очарование словами куда сложнее, чем ему поддаться.

Впрочем, есть очевидные вещи. Во-первых, это кастинг. Для Джесси Айзенберга «Светская жизнь» — уже третий (после «Бэтмена против Супермена» и второй «Иллюзии обмана») фильм за год, и каждая следующая его работа все более явно утверждает его в статусе одного из лучших актеров поколения. 33-летний Джесси здесь одним неуловимым движением бровей превращается из мальчика в мужа, а на роль нью-йоркского невротика — вечного альтер эго Аллена — он и вовсе подходит лучше всех на свете. Кроме того, здесь он вновь играет в паре с Кристен Стюарт, блистательный дуэт с которой у него сложился еще в недооцененных прошлогодних «Ультраамериканцах». Остальные артисты, с одной стороны, заслуживают всяческих похвал, но с другой — выступают скорее в роли надежного второго плана.

Gravier Productions

Хотя Блейк Лайвли здесь так запросто перевоплощается в светскую львицу калибра Риты Хейуорт, что припоминать ей сериал «Сплетница» так же нелепо, как попрекать Стюарт «Сумерками».

Принципиально также и то, что Аллен не просто снимает ретро, он рассказывает о временах своего детства. Для создания должной атмосферы был рекрутирован великий оператор Витторио Сторраро, снимавший для Бертолуччи и Копполы. Его легкая и точная камера одинаково непринужденно снимает и непривычные для Аллена (но важные для общей панорамы) сцены с закатыванием людей в цемент, и акварельный рассвет над Нью-Йорком — один из самых кинематографичных, как ни крути, видов на свете.

Последний ингредиент для достижения счастливого послевкусия — самый банальный и самый необъяснимый.

Это уникальная алленовская оптика, сочетание юношеской вертлявости и богатейшего опыта. Абсолютно естественное в пространстве фильма понимание того, что жизнь, какой бы она ни была, вполне заслуживает того, чтобы ее прожить, а любовь не теряет ценности, даже если она почему-то закончилась. «Светская жизнь» показывает среди прочего, что подобные банальности по-прежнему заслуживают проговаривания, а язык кино, которым Аллен, несмотря на возраст, владеет все более виртуозно, подходит для этих целей лучше всего. Ну и в конце концов это кино о том, что пресловутый хеппи-энд — это не цель, а состояние души. В прошлом году Вуди Аллену исполнилось 80, нет ни единого повода ему не верить.

«Светская жизнь» в прокате с 21 июля. Билеты - в Рамблер Кассе