Давно замечено, что премия Американской академии звукозаписи, которую минувшей ночью вручали в 58-й раз, самая консервативная из американских музыкальных премий. У нее невероятно устаревшие правила (из-за сроков мимо номинаций в этот раз пролетели Адель и последний альбом Дэвида Боуи), и что с этим делать — решительно непонятно. Однако в этом году академикам, которые желают идти в ногу со временем, даже не пришлось ничего делать: все решили за них.
В 2015-м был один однозначно главный по всем параметрам альбом «To Pimp A Butterfly» рэпера Кендрика Ламара, и от оргкомитета премии требовалось только верным способом распределить номинации и награды. Кендрик предсказуемо стал абсолютным фаворитом с 11 номинациями на борту и одним из первых поднялся на сцену за «граммофоном» за лучший рэп-альбом. В предшествующем премии интервью The New York Times Кендрик заявил, что хочет победить во всех номинациях, поскольку они означают признание не его личных заслуг, а уважение к африканской и афроамериканской культуре.
«Ни у Тупака, ни у Нэса не было такого шанса, у меня есть. Это их награда», — заявил Ламар.
Обилие номинаций было подтверждено и выступлением. Кендрик вышел на сцену в кандалах и начал свой номер с фрагмента самой жесткой песни с «To Pimp A Butterfly» — «The Blacker The Berry», — посвященной стрельбе в Фергюсоне. Когда кандалы пали, все продолжилось африканской вечеринкой под хит-сингл «Alright», а закончилось совершенно новой яростной песней. В финале на заднике сцены загорелся контур Африканского континента, поверх которого было написано название родного для Ламара черного лос-анджелесского пригорода Комптона.
Выступление Кендрика без скидок было лучшим на церемонии, тем паче что разрекламированы были номера совсем других артистов.
Долгожданный трибьют Леди Гаги Дэвиду Боуи превратился в костюмированное попурри из лучших песен артиста — от «Space Oddity» до «Let's Dance» и «Heroes», на которых Стефани Джерманотте подыграл на гитаре друг Боуи и великий диско-продюсер Найл Роджерс. Впрочем, ничем сверхъестественным широко разрекламированное выступление Гаги не стало, тем более что в программе церемонии было еще несколько ярких трибьютов. Память Би Би Кинга почтил коллектив во главе с победителем в номинации «Лучший кантри-альбом» Кристом Стэйплтоном, а Лемми Килмистера из Motorhead (и экс-барабанщика группы Фила Тейлора) — супергруппа Hollywood Vampires c Элисом Купером у микрофона и Джонни Деппом на гитаре.
Но вернемся к наградам. По итогам премии Ламар получил всего четыре награды и только в рэперских номинациях (помимо «Лучшего альбома» Кендрик получил награды за рэп-песню, рэп-дуэт и рэп-выступление). Академики размыли ожидаемый всеми триумф, побоявшись вывести за рамки жанрового гетто артиста, выступающего от имени постфергюсоновской черной Америки. В номинации «Лучший альбом года» Кендрика обошла Тейлор Свифт («1989»), а приз за лучшую песню получил Эд Ширан («Thinking Out Loud»). Однако итог все равно получился в пользу темнокожих артистов. Две награды получил Абель Тесфайе (The Weeknd), которого уже открыто называют новым Майклом Джексоном. Награду за лучший R&B-альбом получил авангардный по духу и крайне политизированный диск-камбэк Ди Энджело. Наконец, наград за лучшее рок-выступление, рок-песню и альтернативный рок-альбом удостоилась блюз-роковая группа Alabama Shakes, ведомая чернокожей вокалисткой Бриттани Ховард.
На этом фоне тот факт, что статуэтку за лучший рок-альбом получили Muse («Drones»), несколько потерялся.
Наконец, в заключение о российском присутствии на «Грэмми». В номинации «Лучший альбом с объемным звучанием» запись Симфонии №7 Шостаковича проиграла переизданию альбома Роджера Уотерса «Amused To Death». В то же время награду за лучшее оркестровое исполнение получил Бостонский симфонический оркестр — за Десятую симфонию Шостаковича.