Пенсионный советник

О глазах с ностальгией

Первый канал начал показ сериала о Валерии Ободзинском

Игорь Карев 09.02.2016, 15:49
__is_photorep_included8065049: 1

Первый канал начал показ кинобиографии певца Валерия Ободзинского — исполнителя песни «Эти глаза напротив» и многих других хитов советского времени.

Поздний СССР. Популярный певец Валерий Ободзинский (Алексей Барабаш) должен выйти на сцену Театра эстрады и исполнить патриотическую песню «И вновь начинается бой». Преподносится это как прогиб артиста перед государством, необходимый для его возвращения на сцену: раньше он пел исключительно про любовь. Но чуда не случилось — вновь начинающийся бой Ободзинского не вдохновил, он объявил об окончательном прощании с карьерой, но напоследок публика выпросила у него самую его знаменитую песню. И под плавную мелодию и слова «Эти глаза напротив» разгневанный чиновник-куратор уходит из зала, бросая напоследок: «Такого певца, как Ободзинский, больше не существует!»

В 1959-м молодой и талантливый Валера Обозинский (Вячеслав Чепурченко) живет в Одессе и ничего не знает о том, до чего доведет его увлечение музыкой. Он отвлекает отдыхающих на море граждан СССР итальянскими песнями, пока его сообщники чистят их карманы. Это развлечение не нравится родителям паренька, и отец собирается отправить его в школу милиции — но это уже не входит в планы самого Валеры.

Первый канал начал показ многосерийного фильма «Эти глаза напротив» — весьма подробной кинобиографии одного из самых лиричных певцов советского времени.

Кадр из сериала «Эти глаза напротив» Первый канал
Кадр из сериала «Эти глаза напротив»

Сериал появился в эфирной сетке весьма неожиданно, оборвав после первой трети второй сезон детективного «Метода Фрейда» с Иваном Охлобыстиным. Причиной экстренной замены на канале назвали резкое снижение аудитории «Фрейда», который за два дня (он шел в среду и четверг) потерял едва ли не половину зрителей (рейтинг снизился с 19 до 10% по всей России). Подобное на отечественном телевидении происходит, хотя и чрезвычайно редко: так, в феврале 2015-го так и не был завершен показ сериала «Выстрел» про амбициозных биатлонистов из провинции.

Замену «Фрейду» канал выбрал весьма достойную. Биографические фильмы про звезд советского времени — неважно, с политической они сцены или эстрадной, — стабильно показывают неплохие результаты, а уж если этой звездой будет, допустим, всенародно любимая Людмила Гурченко (ее байопик недавно показал канал «Россия»), то успех практически гарантирован.

То же самое можно сказать и про Валерия Ободзинского. Человек трудной судьбы, сделавший себя сам: ему было лишь 16, когда он сбежал из дома и начал работать профессионально, тенор с узнаваемым голосом, на себе прочувствовавший, что означает нелюбовь чиновников. Певец, который был не прочь заработать денег сверх утвержденного Госконцертом гонорара, но столкнулся с системой, которая этого просто-напросто не позволяла и даже осуждала на уровне закона.

Люди же Ободзинского просто любили и охотно подпевали его песням, самой известной из которых была, разумеется, «Эти глаза напротив».

Кадр из сериала «Эти глаза напротив» Первый канал
Кадр из сериала «Эти глаза напротив»

Для молодого же поколения певец давно перешел в статус легенд, которые, кажется, навечно остались в СССР и проявляют себя по каким-либо запредельным поводам. Как, например, Эдуард Хиль, который в 2010-м неожиданно прославился в интернете с исполненным еще в 1960-е вокализом и даже получил на западе прозвище Мистер Трололо.

Ободзинский и сам сделал многое для того, чтобы заработать легендарный статус. Он ушел со сцены в середине 80-х, еще до той волны новых кумиров, которые похоронили под собой традиционную советскую поп-эстраду. Бросил семью, жил как бомж, работал сторожем. Правда, он нашел в себе силы снова вернуться на сцену — в начале 90-х Ободзинский подтвердил свой статус кумира, чтобы через несколько лет уйти окончательно: певец скончался в 1997-м, когда ему было всего 55 лет.

Весь этот сложный путь артиста и показан в восьмисерийном фильме.

Авторы сериала сделали многое для того, чтобы зрители вспомнили недавнюю историю страны и почувствовали легкий укол ностальгии по старым добрым временам. Они работали с дочерьми Ободзинского и его второй женой, которые помогли им собранным архивом и собственными воспоминаниями, использовали подлинные записи певца, а не просили кого-то с похожим голосом исполнить его шлягеры специально для фильма. Собирали соответствующий времени реквизит и с помощью пластического грима делали Алексея Барабаша похожим на его героя.

Впрочем, ностальгии в сериал можно было бы и добавить. Реальная биография певца почему-то показалась сценаристам слишком пресной, и они усилили противостояние артиста со всеми, кто встретился ему на жизненном пути, — женщинами, родителями и чиновниками от культуры. Фактически весь сериал посвящен его борьбе за право заниматься любимым делом — прием для телебайопиков последнего времени стандартный, наверное, беспроигрышный, но делающий их в чем-то безликими и одинаковыми: меняются имена героев, а сюжет остается неизменным. Но в данном случае этот прием, пожалуй, оправдан. Ободзинский действительно хотел лишь одного — чтобы ему не мешали петь о тех глазах, что напротив.