Что изменилось
в Сирии за год

Инфографика
Виктория Волошина
о новых идеях сэкономить
на стариках

«Орел» выбрал «Про любовь»

Премия «Золотой орел» назвала лучшим фильмом «Про любовь»

Игорь Карев 29.01.2016, 23:14
__is_photorep_included8047649: 1

«Про любовь» стал лучшим фильмом, Говорухин — лучшим режиссером, а Михалкова наградили за вклад в кинематограф — в Москве в 14-й раз вручили кинопремию «Золотой орел».

В Москве на «Мосфильме» прошла торжественная церемония награждения лауреатов XIV премии в области кинематографии «Золотой орел».

Лучшим фильмом 2015 года была признана комедия Анны Меликян «Про любовь».

Героиня Ренаты Литвиновой читает лекцию на «Стрелке», а в это время разыгрываются пять историй. Уличный художник (Евгений Цыганов) выбирает между двумя девушками — брюнеткой и блондинкой, фанаты аниме пытаются узнать друг друга без грима, а юная японка ищет в Москве счастья... «Про любовь» уже признавался лучшим российским фильмом на прошедшем летом фестивале «Кинотавр» и пополнил коллекцию призов, полученных Меликян.

Выбор же именно этой картины лучшим фильмом на нынешнем «Золотом орле» выглядит несколько неожиданным.

Фильм был представлен в четырех номинациях (еще три — актерские), а его конкурентами были более подходящие для этой премии «Батальонъ» Дмитрия Месхиева, «Битва за Севастополь» Сергея Мокрицкого, «Конец прекрасной эпохи» Станислава Говорухина и «Милый Ханс, дорогой Петр» Александра Миндадзе.

Поскольку «лучший фильм» раскрывается в самую последнюю очередь, то можно было предположить, что выиграет либо «Батальонъ», либо «Битва за Севастополь» — в этом году премия ценила историческое кино. Кроме того, «Золотой орел» обычно разделяет три номинации — главную, режиссерскую и сценарную — и старается не давать ее одной картине, обозначая трех фактических победителей года. Исключения случаются — в 2012-м лучшим фильмом стала «Елена», а Андрей Звягинцев получил приз за режиссуру. Но в этом году все три приза ушли в разные руки.

Лучшим режиссером был назван Станислав Говорухин за экранизацию довлатовской прозы «Конец прекрасной эпохи».

А приз за сценарий получил Александр Миндадзе за военную драму о дружбе русского и немецкого инженеров накануне Великой Отечественной войны «Милый Ханс, дорогой Петр».

Впрочем, получили призы и «Батальонъ», рассказывающий о женском подразделении, созданном Временным правительством для поднятия духа армии (Мария Кожевникова — лучшая женская роль второго плана), и «Битва за Севастополь» о советском снайпере Людмиле Павличенко (Юлия Пересильд — лучшая актриса). Но по числу наград в соревновании среди этих фильмов о женщинах на войне победил «Батальонъ» — у него также призы за лучшую музыку и работу звукорежиссера, а «Битва за Севастополь» получила операторскую премию.

Явным же лидером по числу наград на этом «Золотом орле» оказался «Конец прекрасной эпохи». Фильм Говорухина выиграл призы художнику по костюмам, художнику-постановщику, а также за лучшую мужскую роль второго плана — его получил Дмитрий Астрахан.

Лучшим актером стал Федор Бондарчук, сыгравший в фантастической комедии Александра Войтинского «Призрак».

Почетный приз за вклад в мировой кинематограф в этом году получил Никита Михалков.

Выбор академиками «Золотого орла» номинантов в телевизионных категориях можно критиковать — например, они не заметили очень неплохие сериалы, которые шли по СТС и ТНТ. Но надо отдать им должное — они последовательно собрали все многосерийные фильмы, которые имели хоть какое-то отношение к российской истории. Так, среди мини-сериалов (до 10 серий) были представлены история о расцвете всякого рода экстрасенсов в 80-е «Чудотворец» и драма о кинематографистах 70-х «Уходящая натура». А выиграл в этой категории «Палач» — вольное продолжение «Мосгаза», в котором следователь Черкасов в исполнении Андрея Смолякова расследует дело, основанное на реальном разоблачении убийцы партизан и мирных жителей в годы Великой Отечественной войны.

Всего «Палач» собрал три награды — еще одна досталась самому Смолякову, а третью сериалу принесла Виктория Толстоганова, которая сыграла долго скрывавшуюся от правосудия Тоньку-пулеметчицу.

Лучшим длинным (более 10 серий) сериалом стала совсем историческая «Екатерина» с Юлией Ауг в роли Елизаветы Петровны, Марией Александровой в роли Екатерины Второй и Александром Яценко, сыгравшим Петра Третьего. Будут ли члены «Золотого орла» в следующем сезоне рассматривать в качестве претендента на награды еще одно жизнеописание Екатерины Великой (сериал «Великая») с Юлией Снегирь, которое вышло ровно год спустя после «Екатерины», пока непонятно.

«Золотой орел» вручается с 2002 года и является одной из двух российских кинопремий. Вторая — «Ника» — проведет свой премиальный цикл в марте этого года.