Екатерина Шульман
о новой роли
российского парламента

Кто в замке живет

Amazon опубликовал сериал «Человек в высоком замке»

Игорь Карев 09.12.2015, 08:28
__is_photorep_included7943321: 1

На сервисе Amazon выложен сериал «Человек в высоком замке» — экранизация Филипа Дика лишилась главной идеи одноименного романа, показала ужасы нацизма, но ничего нового не предложила.

IMDb

1962 год, 15 лет после победы стран Оси во Второй мировой войне. Соединенные Штаты Америки поделены на три части: восток оккупирован Германией, запад — Японией, а между ними находится Нейтральная зона. В эту зону ведет грузовик с кофеварками Джо Блейк (Люк Клеинтенк), который только чудом избежал нацистcкой облавы. Туда же едет Джулиана Крэйн (Алекса Давалос, Андромеда из «Битвы титанов»), мастер айкидо, случайно перешедшая дорогу японской службе безопасности. А ее бывшего жениха Фрэнка Фринка (Руперт Эванс), который скрывает свое еврейское происхождение, спецслужбы Японии собираются выдать Германии на верную смерть. И все они смотрели странный фильм: в документальной хронике показано, что Вторую мировую Германия проиграла, а Гитлер покончил жизнь самоубийством в бункере, к которому уже подбирались советские войска.

Интернет-сервис Amazon опубликовал все десять серий «Человека в высоком замке» — экранизации одноименного романа американского фантаста Филипа К. Дика.

Amazon уже несколько лет создает собственный контент, проводя первоначальный отбор проектов с помощью конкурса пилотных эпизодов. Например, драмедия «Очевидное» (Transparent) о главе еврейской семьи, который стал трансгендерной женщиной, участвовала во втором сезоне этого конкурса. Пилот «Человека в высоком замке» вышел в январе 2015-го (четвертый сезон) и стал безусловным лидером по количеству просмотров оригинальных программ сервиса. Разумеется, проект получил зеленый свет от руководства Amazon.

Успех первой серии легко объясним: произведения американского фантаста Филипа Дика кинематографисты используют весьма охотно. Иногда у них даже получаются шедевры: Ридли Скотт снял «Бегущего человека» (по роману «Мечтают ли андроиды об электроовцах?»), Пол Верховен — «Вспомнить все» (рассказ «В глубине памяти») с Арнольдом Шварценеггером, Стивен Спилберг — «Особое мнение» с Томом Крузом.

Во всех удачных экранизациях книги Филипа Дика переносились на экран далеко не дословно.

IMDb

Попытки снять фильм по Дику «в лоб» приводили к выходу иногда достойных, но не слишком выдающихся картин. Или даже к провалам — как с ремейком «Вспомнить все» в 2012-м.

Эту нехитрую истину — не пытаться следовать первоисточнику буквально — создатель «Человека в высоком замке» Фрэнк Спотниц (сценарист и режиссер сериалов «Секретные файлы» и «Тысячелетие»), кажется, усвоил, но до конца не осознал. Он сохранил и даже творчески расширил то, что придумал Дик. Разделенный между победителями мир, в котором мира хватило лишь на полтора десятилетия, интриги в руководстве нацисткой партии и борьба за власть между наследниками Гитлера, смирение большей части населения Америки со сложившимся порядком вещей и беззубое Сопротивление, которое фактически не может бороться с оккупантами.

Даже плохо нарисованный на компьютере Берлин, каким он мог бы стать после воплощения в жизнь архитектурных фантазий Шпеера, вроде бы оказался на своем месте.

Правда, Дик писал, скорее, роман-предупреждение: как и большинство фантастов его поколения, он тонко чувствовал проблемы общества и реагировал на них, выбирая темы для книг. Даже победа стран Оси в войне, весьма популярная в западной литературе тема, в «Человеке в высоком замке» была не главной. Китайская «Книга перемен» и характерная для творчества Дика мысль об иллюзорности реальности превратили роман в некую философскую конструкцию, занимательный рассказ о том, что могло бы случиться.

В сериале всего этого нет.

Более того, отброшены за ненадобностью и все философствования Дика. Получился набор картинок, который не стал ни качественным фантастическим боевиком вроде «Вспомнить все», ни притчей в духе «Бегущего по лезвию». И пусть в самом конце сериал выходит из положения (не очень оригинальным способом), объясняя одновременно свое название, в самостоятельное произведение экранизированный «Человек в высоком замке» так и не превратился. Смотреть его без знакомства с первоисточником, конечно, можно, но получить удовольствие от просмотра — трудно.