Пенсионный советник

Филина заменят из Ла Скала

Балетную группу Большого театра возглавит Махар Вазиев

Игорь Карев 26.10.2015, 16:29
Владимир Астапкович/ТАСС

Большой театр объявил имя преемника Сергея Филина — балетной труппой будет руководить Махар Вазиев, работавший в Мариинке и в Ла Скала.

Директор Большого театра Владимир Урин назвал преемника Сергея Филина на посту руководителя балетной труппы. Им стал Махар Вазиев, многолетний заведующий балетом Мариинского театра, который сейчас занимает должность главного балетмейстера миланского театра Ла Скала.

«Договор с ним подписан, он приступит к исполнению своих обязанностей 18 марта 2016 года, то есть по завершении контракта с Сергеем Филиным, срок которого истекает 17 марта 2016 года», — приводит слова Урина ТАСС.

О том, что контракт с Филиным продлен не будет, стало известно в конце июля этого года. Тогда же Урин рассказал, что вместо худрука балета будет учреждена должность директора балетной труппы, которая будет менеджерской, а не творческой.

Но на брифинге, после объявления о приглашении в Большой Вазиева, Урин заметил, что важно не название должности, а функции, которые он выполняет. В пресс-службе театра «Газете.Ru» пояснили, что Вазиев будет принимать участие в решении всех ключевых вопросов жизни ГАБТа, но, поскольку он не хореограф, директором его называть правильней.

Махар Вазиев

Балетмейстер Махар Вазиев Артем Геодакян/ТАСС
Балетмейстер Махар Вазиев

Вазиев — выпускник Ленинградского хореографического училища (сейчас — Академия русского балета имени Вагановой). В конце 70-х он пришел в Мариинский театр, стал премьером, а в 1995-м возглавил балетную труппу — и провел на этом посту 13 лет. С именем Вазиева связаны действительно впечатляющие успехи Мариинского балета второй половины 90-х — начала 2000-х. Именно он способствовал формированию балетной труппы, которая признана во всем мире. При этом все 13 лет Вазиев занимал в Мариинском театре скромную должность заведующего балетной труппой, а должность худрука оставалась вакантной.

Такое положение вещей в какой-то момент, по-видимому, перестало устраивать Вазиева, и он написал заявление об уходе. Глава театра Валерий Гергиев заявление подписывать отказался, Вазиев настаивал на своем и в конце концов покинул театр. Летом 2008 года его пригласили в Ла Скала, осенью он подписал контракт и с начала 2009-го переехал в Италию.

«Ла Скала приезжал на гастроли в Москву, и мы могли видеть, сколько сил надо было приложить, чтобы поднять эту труппу на соответствующий профессиональный уровень», — сказал Урин на брифинге.

Как рассказали в пресс-службе, контракт Вазиева с миланским театром заканчивается в конце текущего сезона, то есть несколько месяцев он будет совмещать работу в Большом и Ла Скала.

Судьба Филина

Сергей Филин около 20 лет танцевал главные партии в Большом, а после завершения карьеры в 2007 году работал с Уриным в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Потом его пригласили в Большой — и он принял это приглашение. Он привлек к сотрудничеству с Большим театром хореографов Ролана Пети, Пьера Лакотта, Джона Ноймайера, при нем возобновил свою работу в БТ Юрий Григорович.

В январе 2013 года на него было совершено нападение — в лицо Филину плеснули кислотой, и он перенес множество операций для восстановления зрения. В организации этого нападения был признан виновным солист Большого театра Павел Дмитриченко.

Расставание с должностью худрука балетной труппы вышло, кажется, мирным. Филину было предложено остаться в театре — правда, не уточнялось, на какой должности; Урин обещал объявить об этом, если предложение будет принято. По данным на сегодняшний день, Филин пока не принял решения о том, будет ли его дальнейшая карьера связана с ГАБТом.